Онлайн-кабинет педагога-психолога

Экстренная психологическая помощь «Телефон доверия» в Беларуси

Экстренная психологическая помощь по телефону«Телефон доверия»

осуществляется высококвалифицированными специалистами в области психологии и психотерапии.

АНОНИМНО!

БЕСПЛАТНО!

ПОЗВОНИТЕ, ВАМ ПОМОГУТ!

 

Код

Телефон

Время работы

Республиканский "Телефон доверия" для наркологических пациентов

8 801

100 21 21

по будням с 9 00 до 17 00 бесплатно

Республиканская телефонная "горячая линия"по оказанию психологической помощи несовершеннолетним, попавшим в кризисную ситуацию

8 801

100 16 11

круглосуточно,
бесплатно

Минск:

     

для взрослых

8 017

352 44 44

круглосуточно

 

8 017

304 43 70

круглосуточно

для детей и подростков

8 017

263 03 03

круглосуточно

Минский областной клинический центр

"Психиатрия - наркология"

8017

8029

 

2020401

8990401 (МТС)

круглосуточная служба экстренной психологической помощи "Телефон доверия"

 

Можно обращаться через мессенджеры Телеграм(Telegram)

Вайбер (Viber)

Ватсап (WhatsApp)

+375298990401

 

 

Психотерапевтические кабинеты на базе поликлиник г. Минска

№ п/п

Наименование

Номер телефона

1.

Городской Центр пограничных состояний

351-61-74

2.

3-я центральная районная клиническая поликлиника Октябрьского района г. Минска

395-73-48

3.

4-я городская поликлиника

369-64-45

4.

5-я городская клиническая поликлиника

376-19-65

5.

8-я городская поликлиника

268-13-10

6.

10-я городская поликлиника

374-37-08

7.

11-я городская поликлиника

328-34-13

8.

12-я городская поликлиника

396-79-47

9.

17-я городская клиническая поликлиника

297-49-39

10.

19-я центральная районная поликлиника Первомайского района г. Минска

268-86-90

11.

21-я центральная районная поликлиника Заводского района г. Минска

295-02-38

12.

26-я городская поликлиника

380-32-40

13.

28-я городская поликлиника

286-44-12

14.

30-я городская клиническая поликлиника

380-09-55

15.

32-я городская клиническая поликлиника

277-04-90

16.

33-я городская студенческая поликлиника

331-29-19

17.

34-я центральная районная клиническая поликлиника Советского района г. Минска

237-31-39

18.

35-я городская клиническая поликлиника

 324-96-33

19.

36-я городская поликлиника

344-38-09

20.

37-я городская поликлиника

298-79-90

21.

39-я городская клиническая поликлиника

374-39-84

22.

40-я городская клиническая поликлиника

317-98-70

 

 

Экстренная психологическая помощь по Республике Беларусь:

Регион

Номер телефона доверия с кодом

Время работы

Регион

Номер телефона доверия с кодом

Время работы

г. Минск

для взрослых

для детей

8017 3524444

8017 3044370

8017 2630303

круглосуточно

Брестская область

8016 2255727

круглосуточно

Витебская область

80212 616060

круглосуточно

Гомельская область

80232 315161

круглосуточно

Гродненская область

80152 170

80152 752390

круглосуточно

Минская область

80172 702401

8029 8990401

круглосуточно

Могилевская область

8022 711161

круглосуточно

Республиканская

детская телефонная линия

8-801-100-1611

круглосуточно

Для граждан, оказавшихся в кризисной ситуации специализированная медицинская помощь (психологическая, психотерапевтическая, психиатрическая) оказывается в организациях здравоохранения:

для взрослого населения:

в учреждении здравоохранения «Городской клинический психиатрический диспансер»

по адресу:г. Минск, ул. Бехтерева, 5 (врач-психиатр)

График работы:

понедельник-пятница 08.00-20.00; суббота 09.00-15.00;

телефон регистратуры: 8-017-399-24-07

г. Минск, ул. Менделеева,4 (врач-психотерапевт, психолог)

График работы: понедельник-пятница 08.00-20.00

телефон регистратуры: 8-017-351-61-74

для детского населения:

в учреждении здравоохранения «Городской клинический детский психиатрический диспансер»

 по адресу: г. Минск, ул. Я Лучины, 6

График работы: понедельник – пятница 08.00-20.00

суббота 09.00- 15.00;

телефон регистратуры 8-017-320-88-72

 

Памятка для учащихся

Ты должен об этом знать.

ПРОБЛЕМЫ- это житейские задачи, которые требуют решения

Что делать

  • поговорить с мудрым человеком, которому ты доверяешь, спросить, а как бы он повёл себя и поступил в подобной ситуации;
  • нельзя денно и нощно думать только о плохом; умей отвлечься от проблемы, отдохни- может быть на свежую голову придет решение данной житейской проблемы;
  • помни - безвыходных ситуаций не бывает; дай своей голове возможность всё обдумать; эмоции- «враг №1» в решении проблем.

 УВАЖАЙ СЕБЯ! УВАЖАЙ ДРУГИХ!

БУДЬ В ОТВЕТЕ ЗА ВСЕ СВОИ ПОСТУПКИ!

 МАНИПУЛЯЦИЯ В нашей жизни стало очень много людей, которые умеют манипулировать сознанием человека. Что такое манипуляция? Это программирование мнения, настроения, психического состояния человека, с целью обеспечить такое поведение, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции.

Что делать?

  • Когда поток мнения идёт слишком настойчиво и с убеждением, что выбора уже нет, ваш разум должен подавать сигнал: внимание, манипуляция!
  • Надо поменьше бывать в зоне контакта с манипулятором, избегать соблазна побыть в «театре» скандалов, который разыгрывают манипуляторы.
  • Умей критически воспринимать информацию, включай здравый смысл. Давай себе отсрочку в принятии решения (т.е. «Утро вечера мудренее!»).

 СТРАХ- переживание какой-либо воображаемой или реальной опасности, которая имеет угрожающее воздействие на жизнь человека. Наличие устойчивых страхов свидетельствует о неспособности человека справиться со своими чувствами, когда он пугается вместо того, чтобы действовать.

Что делать?

Управлять собой, побеждать чувство бессилия и безнадёжности решительностью в действиях и поступках, быть настойчивым, верить в себя; обсуждайте свои проблемы с людьми, которым доверяете.

 Несколько советов на каждый день

 1 Освободите себя от хронической потребности в одобрении со стороны окружающих, и вы лучше сможете развиваться, уважать и понимать себя.

2 Не бойтесь высказываться и выражать свои эмоции (тактично), это лучше, чем собирать в себе отрицательные переживания в форме возмущения и расстройства.

3 Осознавайте пределы своих возможностей. Вы не можете достать до неба, но вы не должны испытывать вину из-за того, что у вас нет крыльев.

4 Не старайтесь угодить всем. Это неизбежно приведёт к тому, что вы так или иначе будете обманывать себя.

5 Привыкайте к позитивному мышлению. Как бы вас не беспокоило то, что у вас чего-то нет, напоминайте себе о том, что у вас есть что-то другое.

6 Используйте чувство юмора. Юмор и смех помогают по-новому взглянуть на свои проблемы, снизить трудность, а значит и психическое напряжение. Умение смеяться над собой свидетельствует о развитой способности к саморефлексии. Смех приводит к падению тревожности и мышечного напряжения, способствует углублению и удержанию дыхания, насыщению крови кислородом, нормализации сердцебиения.

***

 Ты скажешь, это жизнь- одно мгновенье,

Её цени, в ней черпай вдохновенье.

Как проведёшь её, так и пройдёт,

Не забывай: она- твоё творенье!

 Жизнь- на вершины всходить и взойти.

Жизнь- это, значит, не сбиться с пути,

Трудно? Но пусть не робеет душа.

В снежную бурю, под ветра гуденье,

Будем карабкаться, трудно дыша.

Жизнь- восхождение.

 Иногда все, что нужно- это съесть шоколадку) Конечно, проблему это сразу не решит, но шоколадку съесть нужно)

-Который час?

-Час для радости

Если вдруг жизнь подкидывает тебе очередной лимон, завари крепкий чай и получи удовольствие!

Пусть сегодня будет все ВЕЛИКОЛЕПНО, а в остальные все ЗАМЕЧАТЕЛЬНО.

Когда думаешь о хорошем, то все складывается как надо.

Красоту увидеть в некрасивом,

Разглядеть в ручьях разливы рек…

Кто умеет в буднях быть счастливым-

Тот и впрямь счастливый человек!

Эдуард Асадов

Как научиться быть счастливым?

24.01.2022
развернуть

Как научиться быть счастливым?

12 простых советов

Понятие человеческого счастья изучают философы, психологи, богословы, физиологи — все науки объясняют это чувство по-своему, но сходятся в одном — научиться быть счастливым вполне реально.

Научно-исследовательские группы учёных Гарвардского и Калифорнийского университетов считают, что счастье — это вирус, который живёт по всем законам инфекционного заболевания. По их словам, если вокруг человека — доброжелательные и улыбчивые люди, то это мироощущение передаётся и ему. В частности, шанс человека стать счастливым увеличивается на 25%, если счастлив его лучший друг.

«Чем чаще мы общаемся с довольными жизнью людьми, тем выше наши шансы если не на счастье, то хотя бы на позитивное настроение», — считает Ольга Карабанова, доктор психологических наук, замдекана по научной работе факультета психологии МГУ.

А вот физиологи считают, что счастье зависит от гормонов — эндорфина, серотонина и дофамина. Серотонин устраняет депрессию, улучшает умственные способности, полезен для внутренних органов, налаживает работу желудочно-кишечного тракта. Но серотонин работает в тесной связке с дофамином, гормоном удовольствия, и с ГАМК, отвечающим за процесс расслабления.

Недостаток даже одного из этих веществ отражается на настроении, лишая человека ощущения счастья. Чтобы этого не произошло, в питание можно внести небольшие коррективы, увеличив дозы определённых продуктов:

  • Серотонин — содержится в яйцах, нежирных сортах сыров, птице, авокадо.
  • Дофамин — содержится во фруктах и овощах с витамином С.
  • ГАМК — содержится в яйцах, тёмно-зелёных овощах, семечках, орехах, картофеле и бананах.

Но счастье — оно не только во вкусной и правильной еде, но ещё и в хорошем настроении, позитивном мировоззрении, отсутствии стресса, тревог и переживаний, а также в психологическом и физическом здоровье.

Как научиться быть счастливым?

  • Не завидуйте и не сравнивайте себя с другими. Очень важно научиться довольствоваться тем, что у вас уже есть, ценить это и получать от этого удовольствие, не переставая стремиться к большему. Чужие победы и жизненные блага должны вызывать не злость и раздражение, а мотивировать и вдохновлять. Стремление ни в чём не отставать от других — один из главных врагов счастья.
  • Не останавливайтесь на достигнутом и постоянно ставьте перед собой новые цели, пусть они будут и глобальные, например, построить дом или посетить экзотическую страну, и повседневные, например, сдать отчёт или начать ходить на фитнес. Помните, что стать врачом, вырастить ребёнка или сварить суп — это всё цели.
  • Ни о чём не жалейте. Если что-то уже произошло — то этого не изменить. Думать о том, что можно было бы изменить в прошлом — абсолютно бесполезно, лучше сконцентрироваться на том, что можно сделать в настоящем и будущем.
  • Принимайте решения сами и несите за них ответственность. Никто кроме вас не знает, что для вас лучше. Конечно, советы иногда стоит слушать, но примеряйте свою жизнь только на себя.
  • Научитесь отдыхать, ведь отдых и удовольствия — важная составляющая действительно счастливых людей. Не жертвуйте отдыхом ради работы или денег — первой будет всегда много, а вторых — мало. Постарайтесь организовывать себе регулярные отпуски с насыщенной программой, не забывайте про ежедневный отдых, включающий в себя не только сон и досуг, но и банальное «ничегонеделание».
  • Учитесь прощать и забывать обиды. Ведь держать негативные эмоции в себе — то же самое, что выпить яд, но думать, что отравит он кого-то другого.
  • Занимайтесь спортом, фитнесом, регулярно делайте гимнастику или хотя бы просто много гуляйте. Доказано, что во время физической нагрузки мозг поглощает больше кислорода, а в организме образуются «гормоны радости» (допамин, серотонин), которые повышают настроение минимум на 4 часа.
  • Следите за здоровьем, ведь любая болезнь — это плохое самочувствие и упадок сил, и гораздо проще её предупредить, чем тратить силы, время и средства на лечение.
  • Правильно питайтесь, постарайтесь научиться избегать вредных продуктов, например, фастфуда, но при этом получать удовольствие от еды. Ещё ни одна диета не сделала человека счастливым, а вот вкусный ужин — вполне может улучшить настроение.
  • Учитесь каждый день любить себя, уважать и ценить, уравновешивая тем самым здоровый эгоизм с правильной самокритикой.
  • Улыбайтесь, даже если улыбаться некому. Физиологи называют улыбку кнопкой хорошего настроения, радостная мимика снимает мышечные зажимы и стимулирует отделы головного мозга, отвечающие за хорошее настроение.
  • Окружите себя позитивом — позитивными книгами, фильмами, красивыми вещами, например, цветами, фотографиями или посудой, слушайте хорошую весёлую музыку.
свернуть

Аутотренинг " Первая помощь в стрессе"

24.01.2022
развернуть

Аутотренинг «Первая помощь в острой стрессовой ситуации»

  1. Не следует принимать никаких решений (исключение составляют стихийные бедствия).
  2. Сосчитать до десяти.
  3. Медленно выдохнуть воздух носом и на некоторое время задержать дыхание. Выдох – такой же медленный, через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием.

Если вы находитесь в помещении:

- Встаньте и, извинившись, выйдите из помещения. Например, пройдите в туалет или другое место, где можно побыть одному.

- Смочите об, виски, запястья холодной водой.

- Медленно осмотритесь по сторонам. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно опишите их вид. Делайте это даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, вам хорошо знакомо.

- Посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Разве мир не прекрасен?!

- Набрав воды в стакан, медленно и сосредоточенно выпейте её. Сконцентрируйте внимание на ощущениях.

- Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Глубоко дышите. Делайте упражнение в течение 1-2 минут. Затем медленно выпрямитесь.

Если вы находитесь вне помещения:

- Осмотритесь по сторонам. Попробуйте взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, мысленно называйте всё, что видите.

- Детально рассмотрите небо, называя про себя всё, что видите.

- Найдите какой-нибудь мелкий предмет (листок, ветку, камень) и внимательно рассмотрите его. Разглядывайте предмет не менее четырёх минут, знакомясь с его формой, цветом, структурой.

- Если есть возможность выпить воды – воспользуйтесь ею - пейте медленно. Сосредоточившись на ощущениях.

- Ещё раз проследите за своим дыханием. Дышите медленно через нос: сделав вдох, на некоторое время задержите дыхание. Затем также медленно, через нос, выдохните воздух. При каждом вдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются ваши плечи. Приятное ощущение, не правда ли? Насладитесь им!

свернуть

Дети и развод родителей

20.12.2019
развернуть

Дети и развод родителей. Рекомендации родителям «Как сказать об этом ребенку»

  1. О разводе детям желательно сообщать обоим родителям вместе. Это поможет сохранить у детей чувство доверия к родителям, когда супружеские отношения окончательно разрушатся.
  2. Не подрывайте репутацию своего бывшего супруга. Дети не должны выслушивать пренебрежительные слова о человеке, которого они продолжают любить.
  3. Будьте готовы сказать детям, какой теперь будет их повседневная жизнь, даже если это придется повторить не один раз.
  4. Дети должны проводить достаточное количество времени с обоими родителями. После развода родителям желательно сотрудничать по вопросам воспитания детей.
  5. Сообщая о разводе, приводите детям доводы, которые им понятны и доступны.
  6. Если поводом для развода послужило асоциальное поведение/алкоголизм, пристрастие к азартным играм и тд./ одного из супругов, не следует замалчивать это, но также не стоит представлять своего супруга чудовищем. Это вызовет у детей еще большую тревогу и, возможно, обратную вспышку. Например, можно сказать так: «Да, проблема алкоголизма твоей мамы повлияла на мое решение развестись. Но главное не это, просто мы сошлись на том, что больше не можем жить вместе»
  7. Если вы расстаетесь, но ещё не разводитесь, то постарайтесь дать детям как можно больше информации о том, как надолго вы собираетесь расстаться.
  8. Детям следует напоминать, что не они причина развода. По возможности говорите детям сопереживающие слова.
  9. Пока окончательное решение развестись не принято, не сообщайте об этом детям.
  10. Никогда не ставьте детей в такое положение, которое вынуждало бы их сохранять вам верность и помогать вам, а другого родителя предавать.
  11. Стараться поддерживать в доме теплую атмосферу и выполнять с супругом свои родительские обязанности.
  12. Отрепетируйте с супругом то, как вы будете сообщать детям о разводе.

Рекомендации для родителей: «Прощание с ребенком после встречи с ним»

  1. Постарайтесь поселиться поближе к детям, чтобы быть максимально доступным для них.
  2. Чтобы привыкнуть к свиданиям с детьми, требуется длительное время. Не подгоняйте себя.
  3. Не притворяйтесь, что чувствуете себя великолепно, когда на самом деле у вас ужасное настроение. Дети чувствуют, каково вам и в результате могут решить, что им то же не следует выглядеть грустными.
  4. Приучайте детей к тому, что бывают смешанные чувства.
  5. Не запрещайте детям при расставании проявлять свои чувства и эмоции, лучше просто напомните о радостной встрече, которая их ожидает.
  6. Критика в адрес бывшего супруга только усилит напряжение.
  7. Поставьте детей в известность о том, что иногда вы не сможете с ними встречаться и, по возможности, обсудите с ними эту ситуацию.
  8. Не хвалите детей за то, что они не выказывают никакого расстройства и скрывают свои истинные чувства.
  9. Будьте внимательны к эмоциональному состоянию ребенка.

Рекомендации родителям: «Когда один из родителей покидает семью»

  1. Длительное расставание родителей и детей приводит к эмоциональному отдалению.
  2. Помните о том, что ваш оставшийся гнев на бывшего супруга может послужить препятствием для его встреч с детьми.
  3. Если одного из родителей жизнь детей больше не интересует, не стоит его защищать, лучше признать правду.
  4. Желательно, чтобы отношения детей с бабушкой и дедушкой в результате развода не пострадали.
  5. Если ваш ребенок идеализирует отсутствующего родителя, пусть это вас не пугает, так как рано или поздно у него развеются иллюзии.
  6. Детям нужно слышать три вещи: сопереживание по поводу их чувств, правдивое выражение вашего мнения и слова поддержки.
  7. Злобные комментарии в адрес одного из супруга могут вызвать у детей встречную вспышку эмоций.
  8. Если получилось так, что вы стали отсутствующим родителем, который не имеет возможности быть рядом, пересмотрите свои причины такого «отсутствия». Делайте все возможное, чтобы встречаться как можно чаще, посылайте им открытки, звоните по телефону, показывайте как вам дороги дети.

Рекомендации родителям: «Как познакомить ребенка с вашим новым партнером»

  1. Вы можете представить детям своего нового партнера, если уверены, что у вас с ним сложились серьезные продолжительные отношения.
  2. Постарайтесь понять, что побуждает вас к тому, чтобы познакомить детей со своим новым другом. Лучше не знакомить детей с тем, кто, возможно, не станет и вашим супругом.
  3. За несколько недель до знакомства вы можете оповестить детей о своих планах. Это даст вам время понять их интересы и чувства.
  4. Если ребенок спрашивает о ваших планах по поводу брака с этим человеком, то скажите ему правду.
  5. Будет правильно, если вы расскажите ребенку о том, как вам хорошо вместе с новым любимым человеком. Этим вы подтвердите то факт, что старый брак себя исчерпал.
  6. Не внушайте детям, что они по отношению к новому человеку должны чувствовать то же самое, что и вы. Лучше подождите, пока дети спонтанно не выразят свои чувства.
  7. Помните, главное – это ваши дети. Проводите с ними время отдельно. Если вы вступили в новый брак, то детям придется приспосабливаться к новой ситуации, хотя полезно иногда проводить время только с ними.

Рекомендации родителям: «Чувства ребенка к отчиму / мачехе/»

  1. Уделяйте время каждому ребенку отдельно. Помогите им отсортировать положительные и отрицательные эмоции и чувства по отношению к отчиму / мачехе/. Проявляя терпение и терпимость вы сможете раскрыть подлинные чувства детей.
  2. Чем младше ребенок, тем вероятнее, что он привыкнет к отчиму/ мачехе/.
  3. В семье с неродным родителем следить за дисциплиной должен родной родитель/ особенно, если дело касается наказания/
  4. Скрытая злоба проявляется как боль или печаль. Чтобы добраться до глубинных чувств детей, от родителей требуется сопереживающий отклик.
  5. Учите детей, как распознавать смешанные чувства, возможно, многие не знают, что одновременно могут возникать противоположные чувства и что это нормально.
  6. Не пренебрегайте мнением ребенка.
  7. Если новый супруг не причиняет вашему ребенку / детям/ вреда, то не стоит критиковать его в присутствии ребенка.
  8. Не угрожайте детям, что вы отвергнете и покинете их.
  9. Если новый супруг не совсем/не сразу/ нравиться вашим детям, не стоит убеждать их, что в этом случае, вы просто будете проводить большее время с ними. Желательно не давать слишком большую власть детям над ходом событий. Необходимо сделать все возможное, чтобы они научились ладить с вашим новым супругом.

Общие рекомендации специалистов:

  1. Заверьте ребёнка, что вы его любите, он вам нужен, и вы его не бросите. Делайте это неоднократно.
  2. Если вы куда-то уходите, и ребёнок остаётся с кем-то другим, оставьте номер телефона, по которому вас можно найти, чтобы ребёнок мог туда позвонить.
  3. Поставьте своего ребёнка в известность о разводе до того как это произойдёт.
  4. Понятно и доходчиво, соответственно возрасту объясните детям причины развода.
  5. Убедитесь в том, что ваш ребёнок понимает то, что вы ему объясняете.
  6. Ставя ребёнка в известность о разводе, объясните, заверьте его, что он тут совершенно ни при чём. Он не мог и не сможет ничего сделать. Развод – это решение, которое принимается взрослыми, а не детьми.
  7. Предоставьте ребёнку не одну возможность выяснить ситуацию с обоими родителями: задать вопросы, поговорить о своих чувствах.
  8. Дайте ребёнку возможность в период развода оставаться в тесном контакте с обоими родителями. Не принуждайте ребёнка выбирать одного из вас.
  9. Дайте ребёнку время всё обдумать и «переварить».
  10. Признайте право ребёнка питать особые тёплые чувства к вашему бывшему партнёру по браку, даже если они не схожи с вашими.
  11. Побуждайте ребёнка выражать свои мысли и чувства. Легче это делать в совместных играх и занятиях.
  12. Дайте ребёнку чётко понять и усвоить, что вы всегда останетесь его родителями и будите о нём заботиться. Партнёры по браку могут разойтись, но расстаться с детьми родители не могут.
  13. Если вы уходите из семьи, то заверьте ребёнка что вы его любите и он всегда останется в вашей жизни. Не давайте обещаний, которые не будут выполняться. Это «разобьёт» ребёнку сердце.
  14. Заверяя ребёнка в том, что он вам дорог и вы его не покинете, дайте ему понять, что вы не позволите ему распоясаться и пренебрегать правилами поведения. Должна быть последовательная, рациональная дисциплина.
  15. Если родитель не хочет поддерживать отношения с ребёнком, он должен объяснить что причина этого кроется не в ребёнке.
  16. После развода важно предоставить детям время быть детьми и не взваливать на них огромную ношу различных проблем.
  17. Выделите время специально для себя и своего ребёнка, чтобы просто посидеть с ним, поговорить, а главное, чтобы укрепить в нём чувство уверенности и собственного достоинства.
  18. Постарайтесь обеспечить ребёнку спокойный, размеренный и предсказуемый, домашний режим. Постарайтесь вносить в привычную жизнь ребёнка как можно меньше изменений.
  19. О встрече с родителем, который теперь живёт отдельно, лучше предупреждать ребёнка за несколько дней./ Лучше если это будет определённый распорядок/
  20. Будьте внимательны к своему эмоциональному состоянию и эмоциональному состоянию своего ребёнка.

 

свернуть

Жизнь без конфликтов

20.12.2019
развернуть

Жизнь без конфликтов

Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. 

Конфликтоустойчивость — способность человека сохранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных факторов.  Способы урегулирования конфликтов:  компромисс (уступки с обеих сторон);  интеграция (когда находится такое решение, при котором выполняются оба желания и ни одна из сторон ничем при этом не жертвует);  капитуляция (одна сторона безоговорочно уступает победу другой);  уход (одна сторона отказывается продолжать участвовать в конфликте);  переговоры (стороны конфликта (две или более) используют обмен предложениями и идеями, чтобы найти взаимно приемлемое соглашение);  вмешательство третьей стороны (индивида или группы, не имеющих прямого отношения к конфликту, но предпринимающих усилия, направленные на продвижение к соглашению);  чувство юмора.  Рисунок3Памятка для родителей по предупреждению конфликтов  * Постарайтесь сохранять в семье атмосферу открытости и доверия  * Не давайте ребенку несбыточных обещаний  * Не ставьте своему ребенку условий  * Будьте тактичны в проявлении мер воздействия на ребенка  * Не наказывайте ребенка за то, что позволяете себе  * Не шантажируйте ребенка своими отношениями друг с другом  * Не бойтесь поделиться с ребенком своими чувствами и слабостями  * Не ставьте свои отношения с собственным ребенком в зависимость от его учебных успехов  Помните, что ребенок- это воплощенная возможность!  Воспользуйтесь ею так, чтобы она была реализована в полной мере!

 

свернуть

10 советов родителям подростков

20.12.2019
развернуть

 10 советов родителям подростков

  1. В подростковом возрасте дети начинают оценивать жизнь своих родителей. Подростки, особенно девочки, обсуждают поведение, поступки, внешний вид мам и пап, учителей, знакомых. И постоянно сравнивают. В какой-то момент результат этого сопоставления скажется на ваших отношениях с сыном или дочерью. Он может быть для вас как приятным, так и неприятным. Так что, если не хотите ударить в грязь лицом, начинайте готовиться к этой оценке как можно раньше.
  2. Главное в ваших взаимоотношениях с ребенком – взаимопонимание. Чтобы его установить, вы должны проявлять инициативу и не таить обид. Не следует, как идти на поводу у сиюминутных желаний ребенка, так и всегда противиться им. Но если вы не можете или не считаете нужным выполнить желание сына или дочери, нужно объяснить – почему. И вообще, больше разговаривайте со своими детьми, рассказывайте о своей работе, обсуждайте с ними их дела, игрушечные или учебные, знайте их интересы и заботы, друзей и учителей. Дети должны чувствовать, что вы их любите, что в любой ситуации они могут рассчитывать на ваш совет и помощь и не бояться насмешки или пренебрежения.

Поддерживайте уверенность детей в себе, в своих силах, в том, что даже при определенных недостатках (которые есть у каждого) у них есть свои неоспоримые достоинства. Стратегия родителей – сформировать у ребенка позицию уверенности: «все зависит от меня, во мне причина неудач или успехов. Я могу добиться многого и все изменить, если изменю себя».

В воспитательном процессе недопустима конфронтация, борьба воспитателя с воспитанником, противопоставление сил и позиций. Только сотрудничество, терпение и заинтересованное участие воспитателя в судьбе воспитанника дают положительные результаты.

  1. Удивляйте – запомнится! Тот, кто производит неожиданное и сильное впечатление, становится интересным и авторитетным. Что привлекает ребенка во взрослом? Сила – но не насилие. Знания – вспомните, например, извечные «почему?» у малышей. На какую их долю, вы сумели понятно и полно ответить? Ум – именно в подростковом возрасте появляется возможность его оценить. Умения – папа умеет кататься на лыжах, чинить телевизор, водить машину… А мама рисует, готовит вкусные пирожки, рассказывает сказки… Внешний вид – его в большей мере ценят девочки. Жизнь родителей, их привычки, взгляды оказывают гораздо большее влияние на ребенка, чем долгие нравоучительные беседы. Немаловажное значение для подростков имеют и ваши доходы. Если вы в этой области конкурентоспособны, подумайте заранее, что вы можете положить на другую чашу весов, когда ваш подросший ребенок поставит вас перед этой проблемой.
  2. Вы хотите, чтобы ваш ребенок был крепким и здоровым? Тогда научитесь сами и научите его основам знаний о своем организме, о способах сохранения и укрепления здоровья. Это вовсе не означает, что вы должны освоить арсенал врача и назначение различных лекарств. Лекарства – это лишь «скорая помощь» в тех случаях, когда организм не справляется сам. Еще Тиссо утверждал: «Движение как таковое может по своему действию заменить все лекарства, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действие движения». Главное – научить организм справляться с нагрузками, прежде всего физическими, потому что они тренируют не только мышцы, но и все жизненно важные системы. Это труд немалый и регулярный, но за то и дается человеку «чувство мышечной радости», как назвал это ощущение почти сто лет назад великий врач и педагог П. Ф. Лесгафт. Конечно, физические и любые другие нагрузки должны соответствовать возрастным возможностям ребенка.

Кстати, только физические упражнения, в том числе и на уроках физкультуры, могут смягчить вред от многочасового сидения за партой. Так что не спешите освобождать ребенка от физкультуры. Это не принесет ему даже временного облегчения в напряженной школьной жизни. Даже если у него есть хроническое заболевание (и тем более!), ему необходимо заниматься физкультурой, только по специальной программе.

И совершенно необходимо, чтобы ребенок понимал: счастья без здоровья не бывает.

  1. Сколько времени в неделю вы проводите со своими детьми? По данным социологических опросов, большинство взрослых в среднем посвящают детям не более 1,5 часа в неделю! И как сюда втиснуть разговоры по душам, походы в театр и на природу, чтение книг и другие общие дела? Конечно, это не вина, а беда большинства родителей, которые вынуждены проводить на работе весь день, чтобы наполнить бюджет семьи. Но дети не должны быть предоставлены сами себе. Хорошо, если есть бабушки и дедушки, способные взять на себя часть проблем воспитания. А если их нет? Обязательно подумайте, чем будет заниматься ваш ребенок в часы, свободные от учебы и приготовления уроков. Спортивные секции (не забудьте сами пообщаться с тренером) не просто займут время, а помогут укрепить здоровье и разовьют двигательные навыки и умения. В доме детского творчества можно научиться шить, строить самолеты, писать стихи. Пусть у ребенка будет свобода выбора занятия, но он должен твердо знать: времени на безделье и скуку у него нет.
  2. Берегите здоровье ребенка и свое, научитесь вместе с ним заниматься спортом, выезжать на отдых, ходить в походы. Какой восторг испытывает ребенок от обычной сосиски, зажаренной на костре, от раскрошившегося кусочка черного хлеба, который нашелся в пакете после возвращения из леса, где вы вместе собирали грибы. А день, проведенный в гараже вместе с отцом за ремонтом автомобиля, покажется мальчишке праздником более важным, чем катание в парке на самом «крутом» аттракционе. Только не пропустите момент, пока это ребенку интересно.

То же самое касается и привычки к домашним делам. Маленькому интересно самому мыть посуду, чистить картошку, печь с мамой пирог. И это тоже возможность разговаривать, рассказывать, слушать. Пропустили этот момент – «уберегли» ребенка, чтобы не пачкал руки, всё – помощника лишились навсегда.

  1. Желание взрослых избежать разговоров с детьми на некоторые темы приучает их к мысли, что эти темы запретны. Уклончивая или искаженная информация вызывает у детей необоснованную тревогу. И в то же время не надо давать детям ту информацию, о которой они не спрашивают, с которой пока не могут справиться эмоционально, которую не готовы осмыслить. Лучший вариант – дать простые и прямые ответы на вопросы детей. Так что и самим родителям надо всесторонне развиваться – не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, чтобы быть для детей примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей.
  2. Не оберегайте подростков излишне от семейных проблем, как психологических (даже если произошло несчастье, чья-то болезнь или уход из жизни, – это закаляет душу и делает ее более чуткой), так и материальных (это учит находить выход). Подростку необходимы положительные и отрицательные эмоции. Для успешного развития ребенка полезно изредка отказывать ему в чем-то, ограничивать его желания, тем самым, подготавливая к преодолению подобных ситуаций в будущем. Именно умение справляться с неприятностями помогает подростку сформироваться как личности. Роль взрослого человека состоит, прежде всего, в том, чтобы помочь ребенку стать взрослым, то есть научить его противостоять действительности, а не убегать от нее. Отгораживая ребенка от реального мира, пусть даже с самыми благими намерениями, родители лишают его возможности приобрести жизненный опыт, найти свой путь.

Никогда не лгите ребенку, даже если это продиктовано лучшими убеждениями и заботой о его спокойствии и благополучии. Дети каким-то неведомым образом чувствуют ложь в любой форме. А тому, кто обманул раз-другой, доверия ждать уже не приходится.

  1. Если вы уже успели наделать ошибок в воспитании, вам будет труднее, чем в начале пути. Но если в своем ребёнке вы выявите хотя бы капельку хорошего и будете затем опираться на это хорошее в процессе воспитания, то получите ключ к его душе и достигнете хороших результатов.

Такие простые и ёмкие советы воспитателям можно встретить в старинных педагогических руководствах. Мудрые педагоги настойчиво ищут даже в плохо воспитанном человеке те положительные качества, опираясь на которые можно добиться устойчивых успехов в формировании всех других.

  1. Если вы поняли, что были не правы, пренебрегали мнением сына или дочери в каких-либо важных для них вопросах, не бойтесь признаться в этом сначала себе, а потом и ребенку. И постарайтесь не повторять этой ошибки снова. Доверие потерять легко, а восстанавливать его долго и трудно.

Как строить отношения с подростком

Чтобы успешно пережить все приключения подросткового возраста и родителям, и подросткам, нужно хорошо представлять, как выходить из критических ситуаций. В этот период каждый в семье начинает по-новому видеть окружающих, все должны как бы заново знакомиться друг с другом. Пройдете ли вы этот этап с наименьшими потерями, будет зависеть от того, что преобладает в семье – любовь или страх.

Для того чтобы заложить основы будущих перемен в ваших с подростком отношениях, мы предлагаем следующее:

Ó  Вы, родитель, должны четко изложить подростку свои страхи и опасения, чтобы он мог вас понять.

Ó  Вы, подросток, должны честно рассказать о том, что происходит с вами, и постараться сделать так, чтобы вам поверили. Вы должны тоже рассказать о своих страхах и знать, что вас выслушают без критики и осуждения.

Ó  Вы, родитель, должны показать свою готовность слушать и понимать. Понимание вовсе не означает всепрощение. Оно просто создает твердую основу, на которой можно строить дальнейшие отношения.

Ó  Вы, подросток, должны объяснить родителям, что нуждаетесь в том, чтобы они выслушали вас, не давая советов, пока вы сам не попросите их об этом.

Ó  Вы, родитель, должны понимать, что подросток вовсе не должен обязательно следовать вашим советам.

Только при учете всего этого возможен осмысленный диалог между двумя равноправными людьми и в дальнейшем развитие новых конструктивных форм поведения.

 Разговор с подростком на взрослом языке

Родители часто встречаются с проблемой, что в подростковом возрасте дети становятся более замкнутыми, неуправляемыми и намеренно противоречат взрослым. Часто это возникает из-за того, что родители слишком беспокоятся за своих детей: за их безопасность, или, например, успеваемость. Но дети уже выросли и учатся принимать ответственность за свои решения.

Подросткам хотелось бы спросить совета у родителей о том, как лучше реализовывать их собственные идеи и решения. Им хочется общаться с родителями «на равных». Но часто родители, беспокоясь за своих детей, стараются контролировать все действия подростков. Дети, рассчитывая на помощь родителей, сталкиваются со многими запретами и воспринимают это как недоверие. Поэтому нужно и очень важно найти в себе силы, чтобы признать, что ваш подросток уже вырос и достоин разговаривать с вами на «взрослом языке».

Рекомендации родителям

Безусловно, все зависит от конкретной ситуации и метод влияния на подростка надо подбирать индивидуально. Предлагаем несколько вариантов:

Ó  Создать нестандартную ситуацию, когда подросток ожидает с вашей стороны сопротивление, недоверие, а взамен получает искренность и помощь в решении его вопросов.

Ó  Поддержать одно из увлечений подростка, по возможности, направляя его (например, если подросток экспериментирует со взрывчатыми веществами, подарите ему набор «Юный химик», в котором не предусмотрено опасных опытов и обеспечьте место для занятий). Немаловажным есть проявление заинтересованности родителей в хобби их детей.

Ó  Учредить семейную традицию, когда семья, собираясь вечером вместе, делится событиями, которые произошли с каждым из них в течение дня.

 Советы психолога родителям подростков

Ó  Цените откровенность своих детей, искренне интересуйтесь их проблемами.

Ó  Общайтесь на равных, тон приказа сработает не в вашу пользу. Дайте понять, что Вы понимаете их.

Ó  Нельзя подшучивать над ними, высмеивать чувства, умаляя их значение. Постарайтесь отнестись к вашим детям с уважением, помните об их ранимости и уязвимости.

Ó  Не раздражайтесь и не проявляйте агрессивности, будьте спокойны, сдержанны. Помните, что ваша грубость вызовет их ответную реакцию.

Ó  Не говорите об объекте увлечения вашего ребенка пренебрежительным, оскорбительным тоном, тем самым Вы унизите его самого.

Ó  Ни в коем случае нельзя грубо и категорично разрывать отношения подростков, ведь они только еще учатся общаться друг с другом и чаще всего даже и не помышляют ни о чем плохом.

Ó  Пригласите его (ее) подругу (друга) к себе, познакомьтесь – это позволит вам получить объективное, более правдоподобное, а не голословное представление о том, с кем встречается ваш ребенок. Лучше, если Вы разрешите им встречаться у себя дома, чтобы им не пришлось искать случайных и сомнительных приютов для свиданий.

Ó  Расскажите им о себе, вашей истории первой любви – это поможет найти Вам взаимопонимание с ребенком.

Ó  Если Вы сумеете установить с ним дружеские отношения, то будете иметь возможность не просто контролировать его поведение, но и влиять на его поступки.

Ó  Позвольте подростку самостоятельно разобраться в объекте своей привязанности, и если у него наступит разочарование в своих чувствах, пусть оно исходит не от вас, а от него самого. Он почувствует, что способен самостоятельно разбираться в ситуации и принимать решения.

Ó  Помните, что, с одной стороны, подросток остро нуждается в помощи родителей, сталкиваясь со множеством проблем, а с другой – стремится оградить свой внутренний мир интимных переживаний от бесцеремонного и грубого вторжения, и он имеет на это полное право.

Как общаться с ребенком, чтобы он доверял Вам

Дети часто отказываются разделять с родителями свои внутренние проблемы. Дети научаются тому, что говорить с родителями бесполезно и даже небезопасно. Многие родители считают, что если они будут полностью принимать своего ребенка, то он останется таким, как он есть, а лучший способ изменить ребенка, – это сказать ему, что в нем вам не нравится, и для этого широко используются критика, морализирование, приказы и уговоры.

Это ведет к тому, что ребенок отворачивается от родителей, перестает говорить с ними, свои чувства и проблемы держит при себе. Мало просто разговаривать с ребенком, важно то, как вы разговариваете с ним.

Например, если ребенок говорит: «Я не хочу ходить в школу. Все, чему там учат – куча ненужных фактов. Можно и без них обойтись», а вы ему отвечаете: «Мы все тоже когда-то чувствовали то же самое по поводу школы – это пройдет».

Ребенок может «услышать» какое-либо (или все) скрытое сообщение:

 «Ты не считаешь мои чувства важными».

 «Ты не принимаешь меня с этими моими чувствами».

 «Ты чувствуешь, что дело не в школе, а во мне».

 «Ты не принимаешь меня всерьез».

  «Тебе все равно, что я чувствую».

Каковы же альтернативные ответы?

Один из наиболее эффективных способов ответа на сообщения ребенка о своих чувствах или проблемах – побуждение его сказать больше. Например: «Расскажи мне об этом», «Я хочу услышать об этом», «Мне интересна твоя точка зрения», «Давай обсудим это», «Похоже, что это важно для тебя». Или более простые фразы: «Я вижу», «Интересно», «Правда?», «Неужели?», «Не шутишь» и т. п.

Это дает ребенку понять, что его принимают и уважают как личность, его мнения и чувства важны и цены для вас. Выбирайте верный тон и не отвечайте безапелляционно или саркастично – дети могут расценивать это как пренебрежение к своей личности. Учтите, что когда человек «выговаривается» по поводу проблемы, то он часто находит лучшее ее решение, чем когда просто думает о ней.

Обращайте внимание не только на то, что говорит ребенок, но и на выражение его лица, жесты, позу.

Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это может быть ваша улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к ребенку.

Если вы будете неискренни в разговоре с ребенком, то он это почувствует и разговор будет бесполезным. Помните:

1) Вы должны хотеть слышать то, что говорит ребенок. Это означает, что вы хотите потратить время на слушание. Если у вас нет времени, вы должны сказать об этом.

2) Вы должны искренне хотеть помочь ему в его проблеме в данное время. Если вы не хотите, подождите до тех пор, пока не захотите.

3) Вы должны искренне быть в состоянии принять его чувства, какими бы они ни были, и как бы ни отличались от ваших.

4) Вы должны иметь глубокое чувство доверия к ребенку в том, что он может стравляться со своими чувствами, искать решение своих проблем. Вы выработаете это доверие, наблюдая, как ваш ребенок решает свои проблемы.

5) Не нужно бояться выражения чувств; они не будут навсегда фиксированы внутри ребенка, они преходящи.

6) Вы должны быть в состоянии смотреть на ребенка как на человека, отдельного от вас – уникальную личность, более не соединенную с вами.

 

свернуть

10 заповедей для родителей

20.12.2019
развернуть

10 заповедей для родителей

Об этих правилах полезно помнить всем родителям! 

Уважение!  Мы иногда запросто можем сказать ребенку: «А лучше ты ничего не мог придумать? У тебя вообще голова на плечах есть?» и так далее. Всякий раз, когда мы произносим что-либо подобное, мы разрушаем положительный образ сына или дочери.  Угрозы!  «Если ты еще раз сделаешь — ты у меня получишь!», «Если ты еще раз стукнешь братика, я тебя…» Каждый раз, когда мы так говорим, мы учим ребенка бояться и ненавидеть нас. Угрозы совершенно бесполезны — они не улучшают поведения.  Обещания!  Хорошо знакомо: ребенок провинился, а мама ему говорит: «Пообещай, что больше никогда-никогда так делать не будешь» — и получает, конечно, обещание. А через полчаса ребенок повторяет свою проделку. Мама обижена и расстроена: «Ты же обещал!» Она просто не знает, что обещание ничего не значит для маленького ребенка. Обещание, как и угроза, относятся к будущему. А ребенок живет только в настоящем. Если он чувствителен и совестлив, то вымогание обещаний будет развивать в нем чувство вины, если же он не чувствителен, это только научит его цинизму: слово — это одно, а дело — совсем другое.  Опека!  Излишняя опека приучает ребенка к мысли, что сам он ничего делать не может. Многие родители недооценивают возможностей детей что-либо делать самостоятельно. Примите как девиз: «Никогда не делай за ребенка то, что он может сделать сам».  Повиновение!  Представьте, что муж (жена) говорит вам: «Брось все и сию же минуту приготовь мне кофе». Как вам это понравится? Точно так же вашему ребенку не нравится, когда от него требуют, чтобы он немедленно оставил свое занятие, лучше предупредить его заранее: «Минут через десять будем обедать», тогда мы вполне можем позволить ему поворчать немного: « Я еще поиграю». Слепое безоговорочное подчинение характерно для марионетки, но оно не способствует формированию независимого, самостоятельного человека.  Потакание!  Речь о вседозволенности. Дети сразу почувствуют, что родители боятся быть твердыми, когда они переступают границы дозволенного, боятся сказать им «нет». Это вселяет в них уверенность, что все правила резиновые — стоит немножко поднажать, и они растянутся. Такое может срабатывать в рамках семьи, но за ее пределами ребенка ждут горькие разочарования. Потакать ребенку — значит, лишать его возможности вырасти приспособленным к жизни человеком.  Будьте последовательны!  В субботу у мамы хорошее настроение и она разрешает сыну нарушать все правила (или какие-то из них). В понедельник, когда он делает то же самое, она «наваливается на него, как тонна кирпичей». Представьте себя на месте своего чада. Как бы вы научились водить машину, если бы в понедельник вторник и четверг красный свет означал «стоп», а в среду и субботу – «можно продолжать движение»? Детям необходима последовательность в требованиях. Они должны знать, чего от них ждут. Беспорядочность в разрешениях и запретах этому не способствует.  Требуйте соответственно возрасту ребенка!  Не требуйте от ребенка зрелости поведения, на которую он еще не способен. Помните, всему своё время! В то же время помните, что ему уже по силам! Распределяйте в семье обязанности и ответственность за них!  Прислушайтесь к своим словам!  Каждый день тысячи слов порицания выплескиваются на наших детей. Если все их записать на магнитофон и прокрутить мамам и папам, то они будут поражены. Чего только они не говорят своим детям! Угрозы, насмешки, ворчание, целые лекции о морали… Под влиянием словесного потока ребенок «отключается». Это для него единственный способ защиты и он быстро его осваивает. А поскольку отключиться полностью он не может, то испытывает чувство вины, а это развивает отрицательную самооценку. Все «морали» в конечном итоге для ребенка сводятся к таким схемам: «То, что ты сделал, — это плохо. Ты плохой, потому что это сделал. Как ты мог так поступить после всего хорошего, что папа (мама) сделал(а) для тебя?»  Помните о праве ребёнка оставаться ребёнком!  Представьте себе, что вы — педагогический гений и воспитали образцового ребенка: тихого, всегда уважительного к взрослым, который никогда не бунтует и не выходит из-под контроля, делает все, что взрослые от него хотят. У него нет отрицательных чувств к чему-либо и к кому-либо, он высокоморален, совестлив и аккуратен, никогда никого не обманывает. Но, может быть, тогда мы имеем дело с маленьким взрослым? Психологи считают, что «образцовый» ребенок — не счастливый ребенок. Это ребенок под маской. Он спрятал свое «я» под оболочку, а внутри у него очень серьезные эмоциональные проблемы.  Воспитывая детей, развивая их самодисциплину, давайте не забывать, что они все-таки дети. Давайте оставим за ними это право!  И ещё пару правил…  Все родители воспитывают детей в меру своего умения и понимания жизни и редко задумываются о том, почему в определенных ситуациях поступают так, а не иначе. Однако у каждой мамы в жизни бывают моменты, когда поведение любимого ребенка ставит в тупик. А может быть, сами взрослые, применяя радикальные методы воспитания, делают нечто такое, из-за чего потом бывает стыдно. В своих ошибках вы не одиноки, все родители их время от времени совершают. Но всегда лучше учиться на чужих ошибках, не правда ли?  1. Не ждите, что Ваш ребенок будет таким, как Вы. Или — как Вы хотите. Помогите ему стать не Вами, а собой.  2. Не вымещайте на ребенке свои обиды: что посеешь, то и взойдет.  3. Не требуйте от ребенка платы за все, что Вы для него делаете: Вы дали ему жизнь — как он может Вас отблагодарить? Он даст жизнь другому, — это необратимый закон благодарности.  4. Не думайте, что ребенок Ваша собственность — он личность.  5. Не относитесь к его проблемам свысока.  6. Не унижайте!  7. Не мучьте себя, если не можете чего-то сделать для своего ребенка. Мучьте, если можете и не делаете!  8. Помните: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.  9. Уважайте чужого ребенка. Не делайте чужому то, что не хотели бы, чтобы другие сделали Вашему.  10. Любите своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым. Общаясь с ним, радуйтесь, потому что ребенок — это праздник, который с Вами.  Родителям на заметку:  У активных родителей — активные дети.  Объясняйте своему ребёнку, что имидж человеческого тела, навязываемый средствами массовой информации, не реалистичен. Здоровые тела бывают самых разных размеров и форм.  Исследования показывают, что важную роль в формировании самооценки дочерей играют их отцы.  Дети перенимают привычки здорового образа жизни от своих родителей. Что касается здорового питания, физической активности и самооценки, будьте своему ребёнку образцом для подражания.

 

свернуть