Страничка учителя-дефектолога

Аутизм — это нарушение развития, которое оказывает сильное влияние на становление личности, познавательных процессов, социальных навыков и поведения человека. Природа этого нарушения до сих пор остается спорной.

 

Первые проявления аутизма отмечаются уже в раннем возрасте, до трёх лет. Базовые особенности аутизма сохраняются у взрослых, хотя симптомы отчасти сглаживаются с возрастом. Излечить аутизм нельзя, но прогноз может сильно варьировать. Именно раннее выявление расстройств аутистического спектра (РАС) и своевременное вмешательство с адекватной состоянию терапией, оказывает огромное влияние на развитие ребенка, напрямую способствует уменьшению тяжести симптомов и обретению независимости и самостоятельности во взрослой жизни.

Каждый ребенок — особенный. Но случается так, что родителям кажется, что их малыш слишком отличается от других. Иногда их подозрения не беспочвенны. Обратите внимание на перечисленные ниже особенности в поведении и развитии малышей:

  • не смотрит или кратко смотрит в глаза (трудно «поймать взгляд», смотрит «сквозь»);
  • не реагирует на свое имя (иногда производит впечатление глухого);
  • обращается с окружающими, как с неодушевленными предметами (карабкается по ним,  может сделать больно и никак не реагировать на возмущение и т.д.);
  • не интересуется игрушками или играет не так, как другие дети (выставляет предметы в ряд, крутит колеса машин или детали конструктора вместо того, чтобы катать и строить), при этом сильно поглощен своим занятием;
  • не любит играть в совместные игры со взрослыми и другими детьми, не стремится повторять за ними и подражать им, равнодушен к их интересам;
  • может бесцельно перемещаться по комнате, не задерживая ни на чем внимания, сам ничем не интересуется или берет предмет и тут же оставляет его;
  • нет отклика на то, к чему пытаются привлечь его внимание, не смотрит куда показывает взрослый;
  • не делится впечатлениями о том, что заинтересовало или напугало его, не приносит показать что-то близкому;
  • не обращается с просьбами сам и не выполняет просьбы других;
  • не использует указательный жест, вместо того, чтобы показать пальчиком на желаемое, подводит к этому взрослого или толкает его руку в направлении интересующего предмета;
  • привлекает к себе внимание необычным поведением: может ходить на цыпочках, совершать своеобразные движения руками, покачиваться, подпрыгивать, вращаться и многое другое;
  • может производить впечатление гиперактивного, невоспитанного, непослушного, крайне нетерпеливого;
  • трудно приучается к горшку, плохо спит, решительно отказывается от многих продуктов и напитков;
  • необычно реагирует на звуки, боль, прикосновения, запахи, освещение, вкусы (чрезмерно сильно или реакция вовсе отсутствует);
  • может впадать в истерики по непонятным для взрослых причинам (плакать, истошно кричать, кусать себя и близких);
  • не любит перемен в обычном распорядке дня, плохо реагирует на изменение привычного уклада (настаивает на прогулках по одному и тому же маршруту, соблюдении одних и тех же ежедневных «ритуалов» в игре, быту);
  • отстает в речевом развитии: речи нет (не говорит) или говорит мало, речь может появляться и исчезать; производит впечатление, что не понимает то, что ему говорят;
  • если речь есть, то она ни к кому не обращена; разговаривает сам с собой, часто повторяет хорошо знакомые фразы (из мультфильмов, речи близких), повторяет услышанное «как попугай», говорит о себе в третьем или втором лице, не поддерживает диалог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Государственное учреждение образования

«Столбцовский  центр коррекционно – развивающего обучения и реабилитации»

 

 

 

 

 

 

Аутизм:

тревожные знаки

 

 

 

 

Адрес: г.Столбцы

ул. Ф.Энгельса, 9

+375 1717 52479

 

Организация интегрированного обучения и воспитания

развернуть

 Интегрированное обучение и воспитание

 

Интегрированное обучение и воспитание  организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимся к лицам с особенностями психофизического развития (Кодекс Республики Беларусь об образовании).

Работа осуществляется на основании Кодекса об образовании, инструктивно-методических писем, методических рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь.

Цель интегрированного обучения и воспитания

  • реализация права детей с ОПФР на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в обществе, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.

Задачи интегрированного обучения:

  • освоение содержания образовательной программы специального образования лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с образовательными стандартами специального образования;
  • исправление или ослабление имеющихся у обучающихся физических или психических нарушений;
  • обеспечение социально-психологической поддержки обучающимся и оказание им психологической помощи;
  • создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития;
  • формирование и развитие способности к профессиональному самоопределению;
  • формирование позитивно ориентированной личности;
  • профилактика девиантного поведения у учащихся с особенностями психофизического развития.

Организационной формой интегрированного обучения и воспитания в нашей школе является класс интегрированного обучения и воспитания.

В учреждениях общего среднего образования могут быть открыты классы интегрированного обучения и воспитания (полной и неполной наполняемости).

В должностные обязанности учителя-дефектолога входит выполнение следующих функций:

-организация и осуществление учебно-коррекционной и воспитательной работы с детьми и подростками с учетом особенностей психофизического развития, характера и структуры нарушений;

-проведение коррекционно-реабилитационной работы с детьми, развитие их способностей и наклонностей, организация их трудовой, физкультурно-оздоровительной, художественно-творческой деятельности;

-осуществление оздоровительно-профилактических мероприятий;

-анализ и динамика развития детей;

-обеспечение условий для максимально-возможного вовлечения детей-инвалидов в социально-экономическую жизнь общества;

-разработка методических рекомендаций и проведение консультаций по вопросам психолого-педагогической диагностики, обучения, лечения, социальной реабилитации детей с особенностями психофизического развития.

 

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ!!!

В случае необходимости организации для ребёнка интегрированного обучения родители должны предоставить в учреждение образования заключение центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).

 

свернуть

Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией?

развернуть

Можно ли эффективно помочь детям

с дислексией и дисграфией?

 

Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией? Кто способен научить ребенка читать и писать? Маме и папе вряд ли это удастся, нужна помощь специалиста – квалифицированного учителя-дефектолога.

Почему не каждому дается грамота?

С началом обучения в школе у некоторых учащихся вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом.

Стойкое нарушение чтения называют ДИСЛЕКСИЕЙ, письма – ДИСГРАФИЕЙ. Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же учащегося, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.

ДИСЛЕКСИЯ встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8% школьников страдают дислексией. Существует генетическая предрасположенность, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте.

Учащиеся с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов… Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие учащиеся очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

При ДИСГРАФИИ учащиеся младших классов с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения, содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах они стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко учащиеся отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать.

У учащихся с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак); могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно.

Известно, что мы обладаем по крайней мере тремя видами слуха. Первый слух – физический. Он позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, жужжание пчелы, писк комара, а также урбанистические звуки: гул авиалайнера, перестук колес поезда, шуршание шин автомобиля… Вторая разновидность – музыкальный слух. Благодаря ему мы можем наслаждаться мелодией любимой песни и прекрасной музыкой великих композиторов. Наконец, третий вид – речевой слух. Можно обладать хорошим музыкальным и очень неважным речевым слухом. Последний позволяет понимать речь, улавливать тончайшие оттенки сказанного, отличать один звук от другого. При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.

Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь? Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте учащегося с нарушенным речевым слухом – сложная педагогическая проблема.

Наряду с речевым (фонематическим) слухом люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания.

Значит, для полноценного обучения учащийся должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет. Нередко низкая успеваемость объясняется не состоянием интеллекта, а наличием специфических нарушений чтения и письма. Распознать подобные расстройства может, разумеется, только специалист. Какая область мозга “отвечает” за письмо и чтение? Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга “заведует” предметными символами, зрительными образами.

Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более “древняя”, автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Неусваиваемость знаний по русскому языку не мешают этим детям “объясняться” с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).

Дефектологи иногда обращают внимание на “зеркальный” характер письма учащихся. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: “С” и “З” открываются влево; “Ч” и “Р” выдающейся частью написаны в другую сторону… Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.

Можно ли эффективно помочь детям с дислексией и дисграфией?

Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть занятий – тренировка речевого слуха и буквенного зрения.

Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Учащийся должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно дефектолог прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого… Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц… Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы). Техника чтения – следующий этап упорной работы.

 Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество дефектолога и родителей.

 

 

свернуть

Консультация для родителей

развернуть

ПРАВИЛЬНОЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ – ОДНА ИЗ ПРЕДПОСЫЛОК ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ У ДЕТЕЙ ЗАТРУДНЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИХ ГРАМОТЕ

 

Почти все дети хотят пойти в школу, чтобы поскорее научиться читать, писать. Но, к сожалению, уже на начальном этапе пребывания в школе могут возникнуть трудности, неудачи, обусловленные рядом причин. Рассмотрим одну из них: нарушение звукопроизношения. Чем раньше с учащимся начнут заниматься коррекцией звукопроизношения, тем быстрее он овладеет фонетикой родного языка. Это поможет предупредить пропуски или замены звука (буквы) на письме и при чтении.

Исправление неправильного произношения звуков проводится поэтапно. Обычно различают четыре основных этапа: подготовительный, этап постановки звука, этап автоматизации звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их, − этап дифференциации звуков.

Прежде, чем приступить к постановке звука, проводится предварительная работа. Она включает в себя развитие моторики артикуляционного аппарата (укрепление мышц губ, щек, языка).  Параллельно проводится работа по развитию фонематического восприятия (умение слышать ребенком правильно все звуки речи).

Задача родителей на данном этапе, выполнять вместе с ребенком артикуляционную гимнастику (в системе) и упражнения по развитию фонематического восприятия, с которыми знакомит их учитель-дефектолог.

Следующий этап – постановка нарушенных звуков. Эта работа проводится учителем-дефектологом с помощью специальных приемов и в определенной последовательности, которой специалист строго придерживается. Например, нельзя осуществлять постановку сразу двух звуков, если положение органов артикуляции разное (звук [С] – язычок внизу, звук [Ш] – язычок вверху), да еще и сами звуки оппозиционные (свистящие и шипящие).

Одним из самых длительных этапов, как правило, является автоматизация поставленных звуков. На этом этапе помощь родителей ребенку просто необходима.

Задача родителей заключается в том, чтобы выполнять с ребенком задания учителя-дефектолога, который подбирает речевой материал каждому ребенку индивидуально. Звук сначала закрепляется в составе слоговых рядов и звукосочетаниях, затем в словах различной слоговой структуры, с учетом тех звуков, которые у детей не вызывают затруднений в произношении, далее звук отрабатывается в словосочетания, предложения, разучиваются стихи, предлагаются небольшие тексты, содержание которых наполнено именно автоматизируемым звуком. Родитель должен контролировать, чтобы ребенок правильно произносил автоматизируемый звук во время выполнения всех заданий. Но, все-таки, самым главным является то, чтобы взрослый постоянно осуществлял контроль за поставленным звуком в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Делать это надо тактично, в спокойной форме. Если это начальный этап автоматизации, то ребенку можно напомнить о положении органов артикуляции: «Язычок, вверху» (автоматизация [Л, Ш, Ж]) или «Губки улыбаются, язычок внизу» (автоматизация свистящих звуков). Если же этот прием не помогает, родитель должен показать образец правильного произношения звука в слове: «Петя, повтори за мной – СССАНКИ». Взрослый выделяет автоматизируемый звук из ряда других звуков в слове, произносит его более длительно и четко. Когда автоматизация звуков у ребенка осуществляется более долгий период, то родителю достаточно напомнить «Говори правильно!» Ребенок сразу же понимает, что надо исправить неправильное произношение.

Период автоматизации звуков длительный и сложный. Учащемуся необходимо сломать стереотип неправильного произношения, который сложился у него на протяжении нескольких лет. Если данная работа будет проводиться родителями в системе, целенаправленно, то и звуки будут автоматизироваться намного быстрее. Речь ребенка будет четкая и понятная для окружающих.

Часто бывает так, что перед школой с ребенком работали над исправлением звукопроизношения, но остановились на этапе автоматизации  либо дифференциации схожих звуков (с-з, ш-ж, л-р, ч-ц и др.). Следовательно, необходимо продолжить начатую работу, т.к. в дальнейшем ребенок на письме и при чтении будет допускать ошибки, не подчиняющиеся правилам орфографии. Это обусловлено тем, что фонематический слух еще недостаточно сформирован, не выработаны условные связи на данный звук и не установлены нужные соотношения между звуком и буквой.

Итак, вы оказались в ситуации, когда необходимо продолжить работу, начатую вне рамок школы, но в силу различных причин учащийся не попал на занятия в школьный пункт коррекционно-педагогической помощи по коррекции недостатков звукопроизношения. Что делать? Учитель-дефектолог в часы консультаций определит, на каком этапе по коррекции звукопроизношения находится ваш ребенок, подберет необходимый лексический материал, а также предложит упражнения, направленные на формирование фонематического слуха, включающие работу по овладению фонематическими процессами:

  • фонематическим восприятием,
  • фонематическим анализом и синтезом,
  • фонематическими представлениями.

Игры, которые родитель может проводить самостоятельно:

«Повтори за мной»

Примеры высказываний и фраз для воспроизведения на этапе дифференциации:

У Сони пушистая шапка (с-ш)

Ткет ткач ткани на платок Тане6 (сочетание согласных тк, пл).

Очень часто блюдца у Танечки бьются (ч-ц).

Лара у Вали играет на рояле (р-л).

Выделение заданного звука из звукового (слогового) ряда.

Формируются умения осуществлять слуховую и слухо-произносительную дифференциацию сначала не нарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем – звуков, в отношении которых проводилась коррекционная работа.

а) Ход игры. Учащемуся предлагается хлопнуть или поднять руку (фишку), когда он услышит заданный звук.

Например: [ш] – заданный звук,

в ряду: [н], [м], [ш], [т], [р], [ш], [г], [ш], [д], [ш] (с максимальной контрастностью);

[п], [ш], [х], [ф], [ш], [к], [т], [ш], [д], [ц] (с средней контрастностью);

[с], [ш], [ж], [ш], [ч], [ш], [х], [ж], [ш], [щ] (с минимальной контрастностью).

б) Работу рекомендуется начинать с выделения звука на фоне открытых слогов, затем переходить к закрытым.

в ряду: [на], [мо], [ша],[го], [шо], [да], [шы] (с максимальной контрастностью);

[па], [ша], [хо], [шы], [да], [ца] (с средней контрастностью);

[су], [шо], [жо], [хо], [жа], [шы], [ща] (с минимальной контрастностью).

Учащимся можно предложить прослушать звуки, слоги, произнесенные другими людьми и записанными на диктофон, что способствует развитию слухового восприятия, т.к. просодические компоненты (темп, тембр, ритм) у каждого человека индивидуальны.

Выделение заданного звука на фоне слова

Упражнение состоит из двух частей:

  1. a)  выделения звука на фоне слова с опорой на слуховое восприятие и проговаривание (слова произносит родитель),

Ход игры. Ребенку предлагается хлопнуть или поднять руку (фишку), когда он услышит заданный звук.

Например: [ш] – заданный звук,

в ряду: дом, школа, мешок, рыбак, комната, шалаш (с максимальной контрастностью);

санки, шапка, жук, нож, шуба, коза (с средней контрастностью);

сумка, сушка, машина, снежок, щетка, чашка (с минимальной контрастностью).

б) выделение звука на фоне слова в умственном плане (ребенок самостоятельно отбирает картинки на заданный звук).

Ход игры. Ребенку предлагается отобрать из предложенных картинок, картинки в которых есть заданный звук.

Например: [ш] – заданный звук,

в ряду: дом, мешок, рыба, шапка, шар, удочка, лампочка, камыш, ландыш, рюкзак (с максимальной контрастностью);

шляпа, санки,  жук, шуба, нож, коза, пушка, чашка, шов, ваза (с средней контрастностью);

сумка, сушка, миска, мишка, машина, ложка, колесо, шоколад, мышка, щетка (с минимальной контрастностью).

«Рассели животных».

Ход игры. Стоит домик с окошками. На крыше написана буква. Рядом выложены картинки животных. Ребенок должен выбрать тех животных, в названии которых есть звук, соответствующий букве на крыше, и поселить их в окошки с прорезями.

Например: домики с буквами ц и ш.

Выложены следующие картинки: собака, цапля, лягушка, цыпленок, синица, мишка, мышка, курица, кошка, щенок.

Предварительно все слова проговариваются.

«Волшебный круг».

Ход игры.

I вариант

Круг со стрелками в виде часов, вместо цифр картинки. Ребенок должен подвинуть стрелку на предмет, название которого отличается одним звуком от названия того предмета, на который указывает другая стрелка. (Предварительно все слова проговариваются.)

Например:  мишка — мышка, удочка — уточка, мак — рак, коза — коса, кит — кот, трава — дрова, усы — уши, дом — дым.

«Цепочка слов».

Ход игры.

I вариант

Предлагается картинка. К ней в виде цепочки прикладывается следующая, начинающаяся именно с того звука, которым заканчивается предыдущее слово, и т.д.

II вариант

Родитель говорит слово, ребенок придумывают слова, начинающиеся со звука, на который закончилось предыдущее слово.

Например: сок – кот – том – мост – тир – рак – ком – мул – лес – сад – дом.

«Разложи»

Ход игры. Ребенку предлагается разложить картинки под цифрами 3, 4, 5, 6 в зависимости от количества звуков в их названии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

свернуть

График консультаций учителей-дефектологов

развернуть

График консультаций учителей-дефектологов

 пункта коррекционно-педагогической помощи

 ГУО «Средняя школа №3 г.Столбцы»

в 2023/2024 учебном году

 

Колошич Татьяна Станиславовна

 

 

Вторая пятница месяца

11.00-12.00

Красковская Наталья Львовна

 

 

Последний понедельник месяца

11.00-12.00

Ситкевич Екатерина Владимировна

 

 

Последняя пятница месяца

11.00-12.00

 

свернуть

Рекомендации родителям будущих первоклассников

развернуть

 

На что нужно обратить внимание при подготовке к школе

 звукопроизношение

 фонематическое восприятие

 грамматический строй речи

 слоговая структура слова

 словарный запас

 связная речь

 зрительно-пространственные представления

 мелкая моторика

Для успешного обучения у ребенка должен быть развит фонематический слух и сформировано фонематическое восприятие

 способность слышать есть данный звук в слове или нет;

способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы ,расположенные в разной последовательности ( кот, ток, рамка, марка); способность различать близко звучащие, но разные по значению слова

(бочка –дочка – почка – печка – свечка )

умение определять линейную последовательность звуков в слове;

  умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу;

  осознание или подсчет количества звуков в слове

Для определения уровня развития фонематического слуха можете предложить детям следующие игровые задания:

Попросите ребенка найти среди предложенных картинок те, в названии которых есть заданный звук.

Произнесите ряд слов и попросите ребенка хлопнуть в ладоши (поднять руку), когда он услышит заданный звук.

 Попросите вспомнить и назвать предметы, окружающие ребенка (на улице, в комнате, магазине, детском саду), начинающиеся на определенный звук.

Попросите ребенка послушать слова, и назвать  звук, который «спрятался» в середине слова.

Хлопнуть в ладоши, если услышит в слове заданный звук в начале слова ( в середине, конце).

Попросите ребенка назвать последний звук в слове, предпоследний, первый, второй.

Чтобы определить состояние грамматического строя речи, поиграйте с ребенком в следующие  игры  ( можно использовать мяч)

«один – много »  (стол – столы, лиса – лисы, яблоко – яблоки);

«большой – маленький» ( стул – стульчик, чашка – чашечка);

попросите ребенка  посчитать предметы: 1 стол,2 стола, 3 стола,4 стола, 5 столов;

«чего не стало» ( кукла – нет куклы, машина – нет машины);

«игра в прятки» (употребление предлогов). Котик прячется за шкафом, котик вышел из-за шкафа и т. д.

«Чей хвост? Чья нора?» у лисы – хвост лисий, у белки – беличий, у мышки норка – мышиная, у барсука – барсучья  и т.п.

Состояние слоговой структуры слова

Шестилетний ребенок должен уметь  безошибочно произносить слова сложной слоговой структуры типа: « велосипедист, регулировщик, водопровод», и использовать их в речи:  «Экскурсовод провёл интересную экскурсию».

Состояние словарного запаса

 Проверьте, знает ли ребенок времена года, их признаки, месяцы, дни недели;

 качества предметов, родственные связи;

правильно ли употребляет приставочные глаголы;

есть ли в его словаре существительные, обозначающие:

 профессии (дирижер, балерина, комбайнер и т.д.),

 названий спортсменов по видам спорта (бегун, пловчиха, боксер);

проверьте наличие в словаре детей сложных существительных:(соковыжималка, ледоход и т.д.),

 прилагательных (тонконогий, длиннохвостый, остромордая),

притяжательных  прилагательные (лисий, обезьяний и т.п.).

Состояние связной речи.

 Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего  первоклассника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.

Развитие мелкой моторики.

    Важным условием полноценного овладения ребенком навыками письма является достаточная степень развития мелкой моторики пальцев рук. Известно, что упражнения на развитие мелкой моторики стимулируют речевое развитие ребенка, активизируя отделы коры головного мозга.

 Зрительно-пространственные представления.

Попросите ребенка показать : правый глаз, левую руку, левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д.

Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет  в комнате, следуя инструкциям: «Встань спиной к телевизору и сделай два шага вправо, повернись налево, иди 3 шага вперед».

     Если Ваш ребёнок самостоятельно  справляется со всеми предложенными заданиями, это значит, что у него хорошие предпосылки для успешного овладения чтением и письмом. Если же  ребёнок испытывал затруднения, не мог понять или справиться с заданием самостоятельно, не отчаивайтесь!

    Проанализируйте причины, обратитесь  к специалистам, позанимайтесь с  ним

 перед поступлением в школу!

 

свернуть

Ситкевич Екатерина Владимировна

  • Должность: учитель-дефектолог
  • Образование: БГПУ им. М.Танка
  • Категория: высшая

Колошич Татьяна Станиславовна

  • Должность: учитель-дефектолог
  • Образование: БГПУ им. М.Танка
  • Категория: первая

Красковская Наталья Львовна

  • Должность: учитель-дефектолог
  • Образование: БГПУ им. М.Танка
  • Категория: первая

Космач Людмила Георгиевна

  • Должность: учитель-дефектолог
  • Образование: БГПУ им. М.Танка
  • Категория: первая