Информационная карта опыта реализации инновационного проекта

 

Информационная карта опыта реализации инновационного проекта

 

Тема инновационного проекта: «Внедрение модели формирования цифровой компетенции участников образовательного процесса»

Сроки реализации: 2019-2022

Адрес опыта: 222666 Минская обл., г. Столбцы, ул. Центральная, д.6

Ф.И.О. руководителя учреждения образования: Слесарчик Евгения Александровна

 

 

 

Характеристики опыта

Описание характеристик опыта

1.                  

Автор опыта

Григорович Светлана Владимировна, заместитель директора по учебной работе, координатор проекта

2.                  

Актуальность опыта реализации проекта

 

Внедрение модели формирования цифровых компетенций участников образовательного процесса направлено на  формирование цифровых компетенций всех участников образовательного процесса через системную организацию целенаправленного дифференцированного (очного и дистанционного) обучения и самообразования.

2. Таким образом, в ГУО «Средняя школа №3 г. Столбцы» сложилась определенная модель формирования цифровой компетентности участников образовательного процесса. Педагогическим коллективом используются различные формы, которые соответствуют повышению цифровой компетентности и учащихся, и самих педагогов: мульмедийные уроки, QR-коды, сервисы Plickers, Randall’s ESL Cyber Listening Lab, технология СУ-джок терапия, компьютерные игры в работе учителя-дефектолога, видеоролики, образовательный портал «ЯКласс», учебные презентации PawerPoint, BYOD - Bring Your Own Device, Google Формы, тестирование в SOCRATIVE и другие.

3. Инновационная деятельность в учреждении образования является одной из важнейших составляющих работы педагогического коллектива, чем создаются конкурентные преимущества, высокая мотивация кадров и условия для повышения качества образования.

4. Выполнены задачи на все этапах реализации проекта.

5. Доказана целесообразность внедрения модели формирование цифровых компетенций участников образовательного процесса.

6. Подтверждена эффективность внедрения современных образовательных цифровых технологий, так они направлены на визуализацию в образовательном процессе.

         Сформулированные выводы являются доказательством того, что данный проект является актуальным не только для нашего учреждения образования, но и для других учреждений образования Республики Беларусь.

         Благодаря реализации этого инновационного проекта у учащихся   и педагогов сложилась система по использованию цифровых средств обучения в образовательном процессе. Повысился уровень цифровой компетентности участников образовательного процесса.

         На основании вышеизложенного можно сделать вывод о значимости результатов реализации инновационного проекта. В заключение можно привести слова К. Д. Ушинского: «Если мы входим в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное заговорит свободно…». Со времен Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Поэтому повышение цифровой компетентности участников образовательного процесса непосредственно связано с визуализацией в образовании.

       

 

 

3.                                   

Идея проекта

 

формирование цифровых компетенций всех участников образовательного процесса через системную организацию целенаправленного дифференцированного (очного и дистанционного) обучения и самообразования.

 

4.

Результаты реализации проекта

 

В процессе реализации проекта произошла смена типа педагогического мышления учителей-инноваторов от репродуктивного – к продуктивному, от исполнительского – к творческому, от установки на трансляцию знаний – к самостоятельному конструированию образовательного диалога.  Педагоги успешно освоили современные информационные технологии, повышают цифровую компетентность.

        Учитель английского языка, участник проекта, прошла стажировку в американской школе с 26.01.2020 по 15.03.2020.

 Одна из 3 основных целей стажировки – повышение уровня владения современными компьютерными технологиями в образовании. Эта цель реализовывалась через интерактивные кейсы, проекты и создание цифрового контента. Конечным продуктом по направлению «Цифровые технологии в образовании» стала разработка персонального сайта учителя (PB Works) для обмена своим педагогическим опытом с коллегами из других стран. За время стажировки Наркевич Н. М. изучила работу образовательных платформ (LMS) Google Classroom в американской средней школе и Blackboard в университете Арканзаса; научилась работать с цифровыми инструментами, позволяющими получать быструю обратную связь от учащихся: Poll Everywhere, Answer Garden, Plickers, Kahoot, Padlet; научилась создавать обучающие видео для учащихся в программах Voicethread и Screencastify. Вела рефлексивный блог на blogger.com.

Кроме этого, 14.04-18.04 2020 года Наркевич Н. М. прошла интенсивный курс «Готовы к ДО», организованный в online режиме Ассоциацией «Образование для будущего» и программой «Учитель для Беларуси» по изучению инструментов, методов и подходов к проведению занятий с использованием информационных компьютерных технологий, в ходе которого усовершенствовала навыки работы в программе для видеоконференций Zoom, виртуальной доски, программе для проведения вебинаров Mirapolis и сервисов Web 2.0.

Например, в 3 четверти в 5-х классах создавался online продукт о животных в программе ChatterPix с эффектом говорящей картинки. Учащиеся устанавливали программу на телефоны и затем использовали следующий алгоритм действий:

Сделать фото понравившегося животного на телефоне

Вставить в ChatterPix

Нарисовать линию на фото для создания «говорящего рта»

Записать свой голос.

Отправить учителю полученную говорящую картинку.

       Таким образом, учитель может с помощью данного инструмента мотивировать учащихся на устное высказывание, получить качественный продукт деятельности с минимальными затратами и повысить заинтересованность учащихся к изучению иностранного языка (приложение 4).

          Учитель английского языка Лавринович И.И. использует на своих занятиях в профильных группах мобильное приложение Randall’s ESL Cyber Listening Lab, которое обеспечивает онлайн-обучение восприятию и пониманию иноязычной речи и развитию компенсаторских умений учащихся и дает возможность учащимся активизировать лексические и грамматические умения в разноуровневых тестах и викторинах, где новый языковой материал закрепляется путем повторения. Данное мобильное приложение предлагает широкий выбор видеосюжетов различного тематического содержания и просто тексты для прослушивания.

       Учащиеся выполняют задания по ссылке, используя мобильный телефон и наушники не более 20 минут. Данное мобильное приложение предусматривает эффективное и качественное обучение иноязычному общению с использованием разноуровневых заданий (для начинающих, для среднего уровня и продвинутого уровня языковых умений); аудио тексты содержат упражнения предтекстового этапа, текстового этапа, направленные на выделение главной идеи, и итоговый послетекстовый этап с заданиями на развитие коммуникативного общения в заданной коммуникативной ситуации. Предлагается также широкий выбор видео сюжетов различного тематического содержания и просто тексты для прослушивания. Языковой и лексический материал строится на разговорном английском языке с использованием реальных звуковых эффектов, шумов и голосового тембра речи (взрослые, подростки, дети) в естественном темпе.

Randalls ESL Cyber Listening Lab дает возможность учащимся активизировать лексические и грамматические умения в разноуровневых тестах и викторинах, где новый языковой материал закрепляется путем повторения, является информативным и простым в использовании, хорошо мотивирует учащихся к изучению иностранного языка и способствует быстрому запоминанию языка.

Хотелось бы упомянуть еще несколько нескучных и эффективных интернет-ресурсов, которые помогут разнообразить совместную творческую деятельность учителя и учащихся: learnenglish.britishcouncil.org (содержит уроки по грамматике  и лексике, квизы, пояснения, подкасты по деловому английскому), breakingnewsenglish.com, engvid.comElllo.org, Listenaminute.com, Eslvideo.com, Ted Talks, Ted.com, Youglish.com, Quizlet, BBC Learning English 6 Minute English (замечательный сайт с короткими, тематически подобранными  аудиосюжетами на  хорошем английском для подростков и детей, начитанными носителями, а также контент для учителей, содержащий полезные методические рекомендации). Обучение иностранному языку через музыку – отличный формат, который поможет обучить новой лексике и улучшит навыки аудирования в игре. Учитель использует музыкальное приложение на мобильном телефоне Lyrics Training. Это бесплатный сервис, учиться с которым в удовольствие. Преподаватели могут использовать данную платформу для дистанционного обучения, сервис позволяет делиться ссылкой для практики в качестве домашнего задания. Lyrics Training использует музыкальные клипы с You Tube и предлагает учащимся выполнить задания на основе текстов песен, например, заполнить пропуски. Это позволяет оценить способность ученика понимать фразы, отдельные слова в речи и писать, пока играет музыкальная композиция.

Здесь можно выбрать уровень сложности (новичок, средний, продвинутый, эксперт)

          Все перечисленные электронные ресурсы учитель успешно апробировала на своих уроках, использует их для самостоятельной работы и в качестве домашнего задания, а также в качестве «Pacifier» (Lyrics Training), когда учащиеся устают, так как они повышают мотивацию к изучению учебного предмета, эффективно расширяют речевой запас, развивают грамматические и коммуникативные умения, повышают эффективность и качество обучения.

          Сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения учащихся Zoom – программа для индивидуальных и групповых занятий. Эта программа отлично подходит для индивидуальных и групповых занятий, учащиеся могут заходить как с компьютера, так и с планшета, смартфона (педагог Синенкова Н.П.); использования программы для компьютерного тестирования My TestX по учебному предмету «Математика» в начальных классах(учитель Якжик Ж.Я.), которая позволяет выполнять следующие виды заданий: одиночный выбор, множественный выбор, выбор места изображения, и так далее; работа с сервисом LearaningApps.org  (учитель английского языка Наумович Е.В.). Сервис довольно прост для самостоятельного освоения: имеется коллекция готовых упражнений, которые классифицированы по различным предметам; применение сервисов Web 2.0 в учебной деятельности (учитель информатики Кулич О.Н.).

            Педагоги на учебных занятиях используют фото-, видеоматериалы по определенным темам с использованием телевизора, мультимедийной установки интерактивной доски, мультиборда (Пятаченко Н.Ф., Судник В.И., Богуш Я.Б.).

            Учителя начальных классов используют в образовательном процессе ЭОР (Михно И.М., Никитина И.М., Карницкая М.Л.).

           Учитель начальных классов Якжик Ж.Я. использует в своей работе электронный образовательный ресурс для школьников, учителей и родителей «ЯКласс». Для учителя – это возможность проводить тестирование знаний учащихся по предмету.  На портале существует огромнейшая база заданий по многим предметам, преподаваемым в школе. Учитель создает домашние, проверочные и даже контрольные работы в виде тестов из имеющихся заданий портала. У него есть возможность задать работу индивидуально учащемуся или для всего класса. Также, преподаватель самостоятельно корректирует параметры работы: указывает время проведения, количество попыток выполнения работы (что дает возможность ученику выполнить работу на «хорошо» и «отлично»). Одновременно с тестовыми заданиями, учитель также может предложить и теоретическую часть.  Для этого в каждом разделе существует блок теоретического материала, предназначенный для  освоения данной темы и успешного выполнения практических заданий.     Кроме того, учитель имеет возможность не проверять самостоятельно выполненную учащимися работу, а получить отчет о ее выполнении и выставить ученику отметку в соответствии с предложенными критериями оценивания. На портале есть возможность учителю самому создавать собственные задания и публиковать их учащимся. Создание собственных заданий – это увлекательное, творческое мероприятие, безусловно, требующее определенного количества затраченного времени, но, увлеченный, творческий учитель не считается со временем.

           Использовать возможности образовательного портала можно и во время урока. Для этого существует режим «Презентация». Урок можно провести с использованием интерактивной доски увлекательно и с огромной пользой. «ЯКласс» позволяет преподавателю автоматизировать процесс подготовки и проверки заданий, внедрить индивидуальные траектории обучения, реализовать эффективный мониторинг успеваемости и мгновенно создавать отчёты.

        Анализируя деятельность по использованию ЭОР на учебных занятиях в начальной школе, можно сделать вывод о том, данный опыт позволяет обеспечить положительную мотивацию обучения, рационально организовать образовательный процесс, повысить эффективность учебных занятий, обеспечить доступ к различным справочным системам.

         Большинство педагогов в течение учебного года использовали на учебных и внеклассных мероприятиях программу MS Rower Roint для создания презентаций, которая служит для повышения эмоциональности урока, интереса учащихся к учению, воспитания потребности приобретать новые знания, стимулирования познавательного мышления учащихся (Полуева Т.С., Карницкая М.Л., Смирнова А.В., Сидорович В.Г.).

          Современные учебники имеют ссылки на ЭОР, QR-коды. Работа с QR-кодами в учебниках позволяет педагогам облегчить свой труд по проверке заданий (Самохвал С.М., Рачко Н.А., Кулич О.Н). Очень интересны    такие сервисы как  с тестирование в SOCRATIVE с помощью смартфонов. Этот онлайн-сервис для проведения викторин на занятиях в учебных заведениях. Особенностями сервиса являются использование приложений для мобильных устройств и отсутствие необходимости регистрации для учеников. Возможности сервиса: создание множество вопросов  (текстовые, логические).

Работа учащихся со своим смартфоном. Обратная связь с учащимися. Моментальный результат. Сохранение тестов, результатов в приложении и на компьютере. Простая регистрация учащихся. Параллельное проведение онлайн и офлайн опросов (при отсутствия телефонов у обучающихся).

          Изучение  сервиса Plickers для организации быстрых опросов в аудитории     Вывод: Plickers использует планшет или телефон учителя для того, чтобы считывать QR-коды с карточек учащихся. Карточка у каждого учащегося личная с уникальным номером, её можно поворачивать, что даёт четыре разных варианта ответа. В приложении создается список класса, и с его помощью можно узнать, как именно каждый учащийся отвечал на вопросы.

Это онлайн сервис, который предоставляет: проведение тестов, опросов и викторин в классе. Мгновенный результат теста, опроса или викторины. Каждый учащийся видит свою оценку за тест.Есть минусы и плюсы.

           Учителя истории на учебных занятиях используют Google Форм. Интерфейс удобный и понятный. Форму не надо скачивать, пересылать своим клиентам и получать от них по почте заполненный вариант. Доступность 24/7. Форма хранится в облаке. Если вы работаете с разных устройств или ваш жесткий диск повредился, форма останется доступна при наличии ссылки. Индивидуальное оформление. Вы можете создать свой дизайн для формы. Google Формы дают возможность бесплатно выбрать шаблон из большого количества доступных или загрузить свой. Бесплатность. Сам сервис бесплатный. Заплатить придется только в случае, если вам вдруг понадобится расширенный вариант дополнительных надстроек. Мобильность. Google Формы адаптированы под мобильные устройства. Создавать, просматривать, редактировать и пересылать формы можно с телефона и планшета с помощью облегченной мобильной с полной функциональностью. Понятность. Google Формы собирают и профессионально оформляют статистику по ответам. Вам не придется дополнительно обрабатывать полученные данные, можно сразу приступать к анализу результатов.

 

5.

Представление опыта реализации проекта

Обобщение опыта учителя Лавринович И.И. отражено в статье «Интегрирование интернет-ресурсов в образовательный процесс как способ реализации интерактивного подхода в обучении иностранному языку и повышения мотивации учащихся» и направлено для публикации в журнал «Образование Минщины».

Учитель английского языка Лавринович И.И.  провела мастер-класс по использованию музыкального приложения на мобильном телефоне Lyrics Trainin для педагогов района.

Опыт Якжик Ж.Я. обобщен на районном методическом заседании учителей начальных классов.

 

Материалы опыта инновационной деятельности учреждения образования по внедрению модели цифровой компетентности всех участников образовательного отражаются на сайте учреждения образования (sch3.stolbtsy-edu.gov.by: закладка «Об учреждении», раздел «Инновационная деятельность»), в районной газете «Прамень», отправлены две статьи в журналы «Образование Минщины», «Адукацыя і выхаванне» .      

Григорович С.В.  Использование цифровых образовательных платформ и ресурсов в образовательном процессе    Сборнике статей научно-практических конференций в МОИРО «Профессиональное развитие педагогов в контексте цифровизации образования”            16.11.2020.

Наркевич Н.М.    Цифровая компетентность как фактор развития ученической самостоятельности Сборнике статей научно-практических конференций в МОИРО

«Профессиональное развитие педагогов в контексте цифровизации образования”            16.11.2020.

Григорович С.В.  Крочыць у нагу з часам.          Газета “Прамень” № 88 21.11.2020

Григорович С.В.  Каб вучыць, патрэбна вучыцца!       Газета “Настаўніцкая газета”   № 139        08.12.2020.

Наумович Е.В.     Вывучаць англійскі з гаджэтамі       Газета “Прамень” № 22 27.03.2021.

Материалы по итогам реализации инновационного проекта направлены в журнал «Образование Минщины» и районную газету «Прамень» в октябре 2022 года

6.

 

Распространение опыта реализации проекта

-     «Работа с QR-кодами на уроках химии», учитель Рачко Н.А.;  

-    «Использование образовательного портала «ЯКласс» в начальных классах»;

-    мастер-класс «Использование интернет-ресурсов на уроках иностранного языка в целях повышения познавательного интереса учащихся в овладении иностранным языком как средством общения», учитель Лавринович И.И.;

-    обобщение опыта реализации инновационного проекта в учреждении образования «Цифровые технологии в образовательном процессе в ГУО «Средняя щкола № 3 г. Столбцы», Григорович С.В., заместитель директора по учебной работе