Материалы из опыта реализации инновационного проекта

 

Информационная карта опыта реализации инновационного проекта

 

Тема инновационного проекта: «Внедрение модели формирования цифровой компетенции участников образовательного процесса»

Сроки реализации: 2019-2022

Адрес опыта: 222666 Минская обл., г. Столбцы, ул. Центральная, д.6

Ф.И.О. руководителя учреждения образования: Слесарчик Евгения Александровна

 

 

Характеристики опыта

Описание характеристик опыта

1.                  

Автор опыта

Григорович Светлана Владимировна, заместитель директора по учебной работе, координатор проекта

2.                  

Актуальность опыта реализации проекта

 

Внедрение модели формирования цифровых компетенций участников образовательного процесса направлено на  формирование цифровых компетенций всех участников образовательного процесса через системную организацию целенаправленного дифференцированного (очного и дистанционного) обучения и самообразования.

2. Таким образом, в ГУО «Средняя школа №3 г. Столбцы» сложилась определенная модель формирования цифровой компетентности участников образовательного процесса. Педагогическим коллективом используются различные формы, которые соответствуют повышению цифровой компетентности и учащихся, и самих педагогов: мульмедийные уроки, QR-коды, сервисы Plickers, Randall’s ESL Cyber Listening Lab, технология СУ-джок терапия, компьютерные игры в работе учителя-дефектолога, видеоролики, образовательный портал «ЯКласс», учебные презентации PawerPoint, BYOD - Bring Your Own Device, Google Формы, тестирование в SOCRATIVE и другие.

3. Инновационная деятельность в учреждении образования является одной из важнейших составляющих работы педагогического коллектива, чем создаются конкурентные преимущества, высокая мотивация кадров и условия для повышения качества образования.

4. Выполнены задачи на все этапах реализации проекта.

5. Доказана целесообразность внедрения модели формирование цифровых компетенций участников образовательного процесса.

6. Подтверждена эффективность внедрения современных образовательных цифровых технологий, так они направлены на визуализацию в образовательном процессе.

         Сформулированные выводы являются доказательством того, что данный проект является актуальным не только для нашего учреждения образования, но и для других учреждений образования Республики Беларусь.

         Благодаря реализации этого инновационного проекта у учащихся   и педагогов сложилась система по использованию цифровых средств обучения в образовательном процессе. Повысился уровень цифровой компетентности участников образовательного процесса.

         На основании вышеизложенного можно сделать вывод о значимости результатов реализации инновационного проекта. В заключение можно привести слова К. Д. Ушинского: «Если мы входим в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное заговорит свободно…». Со времен Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет. Поэтому повышение цифровой компетентности участников образовательного процесса непосредственно связано с визуализацией в образовании.

       

 

 

3.                                   

Идея проекта

 

формирование цифровых компетенций всех участников образовательного процесса через системную организацию целенаправленного дифференцированного (очного и дистанционного) обучения и самообразования.

 

4.

Результаты реализации проекта

 

В процессе реализации проекта произошла смена типа педагогического мышления учителей-инноваторов от репродуктивного – к продуктивному, от исполнительского – к творческому, от установки на трансляцию знаний – к самостоятельному конструированию образовательного диалога.  Педагоги успешно освоили современные информационные технологии, повышают цифровую компетентность.

        Учитель английского языка, участник проекта, прошла стажировку в американской школе с 26.01.2020 по 15.03.2020.

 Одна из 3 основных целей стажировки – повышение уровня владения современными компьютерными технологиями в образовании. Эта цель реализовывалась через интерактивные кейсы, проекты и создание цифрового контента. Конечным продуктом по направлению «Цифровые технологии в образовании» стала разработка персонального сайта учителя (PB Works) для обмена своим педагогическим опытом с коллегами из других стран. За время стажировки Наркевич Н. М. изучила работу образовательных платформ (LMS) Google Classroom в американской средней школе и Blackboard в университете Арканзаса; научилась работать с цифровыми инструментами, позволяющими получать быструю обратную связь от учащихся: Poll Everywhere, Answer Garden, Plickers, Kahoot, Padlet; научилась создавать обучающие видео для учащихся в программах Voicethread и Screencastify. Вела рефлексивный блог на blogger.com.

Кроме этого, 14.04-18.04 2020 года Наркевич Н. М. прошла интенсивный курс «Готовы к ДО», организованный в online режиме Ассоциацией «Образование для будущего» и программой «Учитель для Беларуси» по изучению инструментов, методов и подходов к проведению занятий с использованием информационных компьютерных технологий, в ходе которого усовершенствовала навыки работы в программе для видеоконференций Zoom, виртуальной доски, программе для проведения вебинаров Mirapolis и сервисов Web 2.0.

Например, в 3 четверти в 5-х классах создавался online продукт о животных в программе ChatterPix с эффектом говорящей картинки. Учащиеся устанавливали программу на телефоны и затем использовали следующий алгоритм действий:

Сделать фото понравившегося животного на телефоне

Вставить в ChatterPix

Нарисовать линию на фото для создания «говорящего рта»

Записать свой голос.

Отправить учителю полученную говорящую картинку.

       Таким образом, учитель может с помощью данного инструмента мотивировать учащихся на устное высказывание, получить качественный продукт деятельности с минимальными затратами и повысить заинтересованность учащихся к изучению иностранного языка (приложение 4).

          Учитель английского языка Лавринович И.И. использует на своих занятиях в профильных группах мобильное приложение Randall’s ESL Cyber Listening Lab, которое обеспечивает онлайн-обучение восприятию и пониманию иноязычной речи и развитию компенсаторских умений учащихся и дает возможность учащимся активизировать лексические и грамматические умения в разноуровневых тестах и викторинах, где новый языковой материал закрепляется путем повторения. Данное мобильное приложение предлагает широкий выбор видеосюжетов различного тематического содержания и просто тексты для прослушивания.

       Учащиеся выполняют задания по ссылке, используя мобильный телефон и наушники не более 20 минут. Данное мобильное приложение предусматривает эффективное и качественное обучение иноязычному общению с использованием разноуровневых заданий (для начинающих, для среднего уровня и продвинутого уровня языковых умений); аудио тексты содержат упражнения предтекстового этапа, текстового этапа, направленные на выделение главной идеи, и итоговый послетекстовый этап с заданиями на развитие коммуникативного общения в заданной коммуникативной ситуации. Предлагается также широкий выбор видео сюжетов различного тематического содержания и просто тексты для прослушивания. Языковой и лексический материал строится на разговорном английском языке с использованием реальных звуковых эффектов, шумов и голосового тембра речи (взрослые, подростки, дети) в естественном темпе.

Randalls ESL Cyber Listening Lab дает возможность учащимся активизировать лексические и грамматические умения в разноуровневых тестах и викторинах, где новый языковой материал закрепляется путем повторения, является информативным и простым в использовании, хорошо мотивирует учащихся к изучению иностранного языка и способствует быстрому запоминанию языка.

Хотелось бы упомянуть еще несколько нескучных и эффективных интернет-ресурсов, которые помогут разнообразить совместную творческую деятельность учителя и учащихся: learnenglish.britishcouncil.org (содержит уроки по грамматике  и лексике, квизы, пояснения, подкасты по деловому английскому), breakingnewsenglish.com, engvid.comElllo.org, Listenaminute.com, Eslvideo.com, Ted Talks, Ted.com, Youglish.com, Quizlet, BBC Learning English 6 Minute English (замечательный сайт с короткими, тематически подобранными  аудиосюжетами на  хорошем английском для подростков и детей, начитанными носителями, а также контент для учителей, содержащий полезные методические рекомендации). Обучение иностранному языку через музыку – отличный формат, который поможет обучить новой лексике и улучшит навыки аудирования в игре. Учитель использует музыкальное приложение на мобильном телефоне Lyrics Training. Это бесплатный сервис, учиться с которым в удовольствие. Преподаватели могут использовать данную платформу для дистанционного обучения, сервис позволяет делиться ссылкой для практики в качестве домашнего задания. Lyrics Training использует музыкальные клипы с You Tube и предлагает учащимся выполнить задания на основе текстов песен, например, заполнить пропуски. Это позволяет оценить способность ученика понимать фразы, отдельные слова в речи и писать, пока играет музыкальная композиция.

Здесь можно выбрать уровень сложности (новичок, средний, продвинутый, эксперт)

          Все перечисленные электронные ресурсы учитель успешно апробировала на своих уроках, использует их для самостоятельной работы и в качестве домашнего задания, а также в качестве «Pacifier» (Lyrics Training), когда учащиеся устают, так как они повышают мотивацию к изучению учебного предмета, эффективно расширяют речевой запас, развивают грамматические и коммуникативные умения, повышают эффективность и качество обучения.

          Сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения учащихся Zoom – программа для индивидуальных и групповых занятий. Эта программа отлично подходит для индивидуальных и групповых занятий, учащиеся могут заходить как с компьютера, так и с планшета, смартфона (педагог Синенкова Н.П.); использования программы для компьютерного тестирования My TestX по учебному предмету «Математика» в начальных классах(учитель Якжик Ж.Я.), которая позволяет выполнять следующие виды заданий: одиночный выбор, множественный выбор, выбор места изображения, и так далее; работа с сервисом LearaningApps.org  (учитель английского языка Наумович Е.В.). Сервис довольно прост для самостоятельного освоения: имеется коллекция готовых упражнений, которые классифицированы по различным предметам; применение сервисов Web 2.0 в учебной деятельности (учитель информатики Кулич О.Н.).

            Педагоги на учебных занятиях используют фото-, видеоматериалы по определенным темам с использованием телевизора, мультимедийной установки интерактивной доски, мультиборда (Пятаченко Н.Ф., Судник В.И., Богуш Я.Б.).

            Учителя начальных классов используют в образовательном процессе ЭОР (Михно И.М., Никитина И.М., Карницкая М.Л.).

           Учитель начальных классов Якжик Ж.Я. использует в своей работе электронный образовательный ресурс для школьников, учителей и родителей «ЯКласс». Для учителя – это возможность проводить тестирование знаний учащихся по предмету.  На портале существует огромнейшая база заданий по многим предметам, преподаваемым в школе. Учитель создает домашние, проверочные и даже контрольные работы в виде тестов из имеющихся заданий портала. У него есть возможность задать работу индивидуально учащемуся или для всего класса. Также, преподаватель самостоятельно корректирует параметры работы: указывает время проведения, количество попыток выполнения работы (что дает возможность ученику выполнить работу на «хорошо» и «отлично»). Одновременно с тестовыми заданиями, учитель также может предложить и теоретическую часть.  Для этого в каждом разделе существует блок теоретического материала, предназначенный для  освоения данной темы и успешного выполнения практических заданий.     Кроме того, учитель имеет возможность не проверять самостоятельно выполненную учащимися работу, а получить отчет о ее выполнении и выставить ученику отметку в соответствии с предложенными критериями оценивания. На портале есть возможность учителю самому создавать собственные задания и публиковать их учащимся. Создание собственных заданий – это увлекательное, творческое мероприятие, безусловно, требующее определенного количества затраченного времени, но, увлеченный, творческий учитель не считается со временем.

           Использовать возможности образовательного портала можно и во время урока. Для этого существует режим «Презентация». Урок можно провести с использованием интерактивной доски увлекательно и с огромной пользой. «ЯКласс» позволяет преподавателю автоматизировать процесс подготовки и проверки заданий, внедрить индивидуальные траектории обучения, реализовать эффективный мониторинг успеваемости и мгновенно создавать отчёты.

        Анализируя деятельность по использованию ЭОР на учебных занятиях в начальной школе, можно сделать вывод о том, данный опыт позволяет обеспечить положительную мотивацию обучения, рационально организовать образовательный процесс, повысить эффективность учебных занятий, обеспечить доступ к различным справочным системам.

         Большинство педагогов в течение учебного года использовали на учебных и внеклассных мероприятиях программу MS Rower Roint для создания презентаций, которая служит для повышения эмоциональности урока, интереса учащихся к учению, воспитания потребности приобретать новые знания, стимулирования познавательного мышления учащихся (Полуева Т.С., Карницкая М.Л., Смирнова А.В., Сидорович В.Г.).

          Современные учебники имеют ссылки на ЭОР, QR-коды. Работа с QR-кодами в учебниках позволяет педагогам облегчить свой труд по проверке заданий (Самохвал С.М., Рачко Н.А., Кулич О.Н). Очень интересны    такие сервисы как  с тестирование в SOCRATIVE с помощью смартфонов. Этот онлайн-сервис для проведения викторин на занятиях в учебных заведениях. Особенностями сервиса являются использование приложений для мобильных устройств и отсутствие необходимости регистрации для учеников. Возможности сервиса: создание множество вопросов  (текстовые, логические).

Работа учащихся со своим смартфоном. Обратная связь с учащимися. Моментальный результат. Сохранение тестов, результатов в приложении и на компьютере. Простая регистрация учащихся. Параллельное проведение онлайн и офлайн опросов (при отсутствия телефонов у обучающихся).

          Изучение  сервиса Plickers для организации быстрых опросов в аудитории     Вывод: Plickers использует планшет или телефон учителя для того, чтобы считывать QR-коды с карточек учащихся. Карточка у каждого учащегося личная с уникальным номером, её можно поворачивать, что даёт четыре разных варианта ответа. В приложении создается список класса, и с его помощью можно узнать, как именно каждый учащийся отвечал на вопросы.

Это онлайн сервис, который предоставляет: проведение тестов, опросов и викторин в классе. Мгновенный результат теста, опроса или викторины. Каждый учащийся видит свою оценку за тест.Есть минусы и плюсы.

           Учителя истории на учебных занятиях используют Google Форм. Интерфейс удобный и понятный. Форму не надо скачивать, пересылать своим клиентам и получать от них по почте заполненный вариант. Доступность 24/7. Форма хранится в облаке. Если вы работаете с разных устройств или ваш жесткий диск повредился, форма останется доступна при наличии ссылки. Индивидуальное оформление. Вы можете создать свой дизайн для формы. Google Формы дают возможность бесплатно выбрать шаблон из большого количества доступных или загрузить свой. Бесплатность. Сам сервис бесплатный. Заплатить придется только в случае, если вам вдруг понадобится расширенный вариант дополнительных надстроек. Мобильность. Google Формы адаптированы под мобильные устройства. Создавать, просматривать, редактировать и пересылать формы можно с телефона и планшета с помощью облегченной мобильной с полной функциональностью. Понятность. Google Формы собирают и профессионально оформляют статистику по ответам. Вам не придется дополнительно обрабатывать полученные данные, можно сразу приступать к анализу результатов.

 

5.

Представление опыта реализации проекта

Обобщение опыта учителя Лавринович И.И. отражено в статье «Интегрирование интернет-ресурсов в образовательный процесс как способ реализации интерактивного подхода в обучении иностранному языку и повышения мотивации учащихся» и направлено для публикации в журнал «Образование Минщины».

Учитель английского языка Лавринович И.И.  провела мастер-класс по использованию музыкального приложения на мобильном телефоне Lyrics Trainin для педагогов района.

Опыт Якжик Ж.Я. обобщен на районном методическом заседании учителей начальных классов.

 

Материалы опыта инновационной деятельности учреждения образования по внедрению модели цифровой компетентности всех участников образовательного отражаются на сайте учреждения образования (sch3.stolbtsy-edu.gov.by: закладка «Об учреждении», раздел «Инновационная деятельность»), в районной газете «Прамень», отправлены две статьи в журналы «Образование Минщины», «Адукацыя і выхаванне» .      

Григорович С.В.  Использование цифровых образовательных платформ и ресурсов в образовательном процессе    Сборнике статей научно-практических конференций в МОИРО «Профессиональное развитие педагогов в контексте цифровизации образования”            16.11.2020.

Наркевич Н.М.    Цифровая компетентность как фактор развития ученической самостоятельности Сборнике статей научно-практических конференций в МОИРО

«Профессиональное развитие педагогов в контексте цифровизации образования”            16.11.2020.

Григорович С.В.  Крочыць у нагу з часам.          Газета “Прамень” № 88 21.11.2020

Григорович С.В.  Каб вучыць, патрэбна вучыцца!       Газета “Настаўніцкая газета”   № 139        08.12.2020.

Наумович Е.В.     Вывучаць англійскі з гаджэтамі       Газета “Прамень” № 22 27.03.2021.

Материалы по итогам реализации инновационного проекта направлены в журнал «Образование Минщины» и районную газету «Прамень» в октябре 2022 года

6.

 

Распространение опыта реализации проекта

-     «Работа с QR-кодами на уроках химии», учитель Рачко Н.А.;  

-    «Использование образовательного портала «ЯКласс» в начальных классах»;

-    мастер-класс «Использование интернет-ресурсов на уроках иностранного языка в целях повышения познавательного интереса учащихся в овладении иностранным языком как средством общения», учитель Лавринович И.И.;

-    обобщение опыта реализации инновационного проекта в учреждении образования «Цифровые технологии в образовательном процессе в ГУО «Средняя щкола № 3 г. Столбцы», Григорович С.В., заместитель директора по учебной работе

 

 

 

 

 

 

 

Формирование информационно-коммуникативных компетентностей у учащихся через использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе

 

Современное общество – это информационное общество.

Информационное общество – это общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний.

Само название «информационное общество» впервые возникло в Японии. Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он определяет общество, в котором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме

        «Информационный взрыв», возникший вследствие использования информационных технологий, привел не только к увеличению в десятки раз объема потребляемой информации, но и к ее быстрому старению и постоянному обновлению. Это касается и научных разработок, быстрое внедрение которых в производство приводит к принципиальным изменениям не только в экономической деятельности, но и в повседневной жизни людей. Список профессий обновляется более чем на 50% каждые 7 лет и, чтобы быть успешным, человеку приходится менять не только место работы, но и переквалифицироваться в среднем 3-5 раз в жизни. Постоянные изменения стали нормой жизни современного общества.

Необходимость обучения подобным качествам (компетенциям) по существу и является ответом образования на вызовы современного общества, которое характеризуется все возрастающей сложностью и динамизмом. Отсюда и компетентностный подход в обучении сосредоточивается на том, чтобы не увеличивать объем информированности человека в различных предметных областях, а помочь людям самостоятельно решать проблемы в незнакомых ситуациях. Те же умения, которые помогают человеку ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленных целей, стали называть компетенциями или ключевыми компетенциями.

Что такое информация?

Информация (от латинского)

разъяснение,

представление,

сообщение.

 сведения о чём-либо, независимо от формы их представления.

Что такое коммуникативность?

совокупность некоторых свойств и качеств, позволяющих осуществлять процесс общения.

Что такое компетентность?

Это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности (результативности) его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного общества задач (проблем).

Способность индивида реализовать свой потенциал, включившись в общественно-значимую деятельность.

Что такое коммуникативная компетентность?

Умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения.

Готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиции и уважительного отношения к ценностям других людей.

Что такое информационная компетентность?

это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию.

умение работать со всеми видами источниками информации.

Деятельность учреждения образования по   формированию основ информационной компетентности включает в себя следующие направления:

Организация познавательного общения.

Введение познавательных игр.

Организация проектной и исследовательской деятельности.

Использование новейшей детской литературы для формирования культурного поля учащегося.

Организация системного подхода к развитию речи.

Расширение типологии уроков, способствующих активизации познавательного общения школьников.

        В процессе подготовки к педагогическому совету были посещены фрагменты уроков, факультативных занятий, классных часов у педагогов, которые работают непосредственно по формированию цифровых компетенций у учащихся посредством использования цифровых средств обучения.

Освоение цифровой реальности как средства деятельности и общения становится для современного ребенка одним из ключевых факторов успешной социализации.

      Цифровые средства общения не только технически позволяют оперативно передать информацию, но также и коммуникативно позволяют осуществлять виртуальное взаимодействие между индивидами. Значимым средством виртуальной коммуникации в условиях информационного общества выступают электронные или экранные тексты.

В образовательном процессе используют такие информационные технологии, как мультимедийные средства обучения, учебный софт (программное обеспечение) и контент (информационное содержание) учебных электронных ресурсов.

Современные цифровые средства обучения— это все технические устройства, применяемые в качестве средств передачи знаний и формирования умений, навыков и коммуникативных компетенций.

Цифровые средства общения – это сайты, форумы, социальные сетевые сообщества, которые в настоящий момент можно рассматривать как цифровые средства коммуникации между людьми. Задача родителей и учителей — научить детей использовать технологии на пользу себе, а не во вред.

       Цифровые средства общения – это сайты, форумы, социальные сетевые сообщества, которые в настоящий момент можно рассматривать как цифровые средства коммуникации между людьми. Задача родителей и учителей — научить детей использовать технологии на пользу себе, а не во вред.

       Цифровые средства общения позволяют разрабатывать творческие и игровые проекты, анализировать полученную информацию, реализовывать исследовательские проекты.

      При условии систематического использования информационных технологий в образовательном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения.

      В рамках реализации инновационного проекта «Внедрение модели формирования цифровой компетенции участников образовательного процесса» педагоги учреждения образования максимально стараются в вести в образовательный процесс информационно-коммуникативные технологии. В рамках проекта педагоги Рачко Н.А., Павловская Л.А. прошли ПК по теме «Педагогическая деятельность в условиях цифровой экономики».

         Учитель английского языка Наркевич Н.М., участник проекта, прошла стажировку в американской школе с 26.01.2020 по 15.03.2020.

         Одна из 3 основных целей стажировки – повышение уровня владения современными компьютерными технологиями в образовании. Эта цель реализовывалась через интерактивные кейсы, проекты и создание цифрового контента. Конечным продуктом по направлению «Цифровые технологии в образовании» стала разработка персонального сайта учителя (PB Works) для обмена своим педагогическим опытом с коллегами из других стран. За время стажировки Наркевич Н. М. изучила работу образовательных платформ (LMS) Google Classroom в американской средней школе и Blackboard в университете Арканзаса; научилась работать с цифровыми инструментами, позволяющими получать быструю обратную связь от учащихся: Poll Everywhere, Answer Garden, Plickers, Kahoot, Padlet; научилась создавать обучающие видео для учащихся в программах Voicethread и Screencastify. Вела рефлексивный блог на blogger.com.

         Кроме этого, Наркевич Н. М. прошла интенсивный курс «Готовы к ДО», организованный в online режиме Ассоциацией «Образование для будущего» и программой «Учитель для Беларуси» по изучению инструментов, методов и подходов к проведению занятий с использованием информационных компьютерных технологий, в ходе которого усовершенствовала навыки работы в программе для видеоконференций Zoom, виртуальной доски, программе для проведения вебинаров Mirapolis и сервисов Web 2.0.

Например, в 3 четверти в 5-х классах создавался online  продукт о животных в программе ChatterPix с эффектом говорящей картинки. Учащиеся устанавливали программу на телефоны и затем использовали следующий алгоритм действий:

Сделать фото понравившегося животного на телефоне

Вставить в ChatterPix

Нарисовать линию на фото для создания «говорящего рта»

Записать свой голос.

Отправить учителю полученную говорящую картинку.

         Таким образом учитель может с помощью данного инструмента мотивировать учащихся на устное высказывание, получить качественный продукт деятельности с минимальными затратами и повысить заинтересованность учащихся к изучению иностранного языка.

          Наркевич Н.М. «Роль метапредметных компетенций (универсальных учебных действий) в цифровой трансформации образовательной среды на примере уроков английского языка».

          Учитель английского языка Лавринович И.И. использует на своих занятиях в профильных группах мобильное приложение Randall’s ESL Cyber Listening Lab, которое обеспечивает онлайн-обучение восприятию и пониманию иноязычной речи и развитию компенсаторских умений учащихся.и дает возможность учащимся активизировать лексические и грамматические умения в разноуровневых тестах и викторинах, где новый языковой материал закрепляется путем повторения. Данное мобильное приложение предлагает широкий выбор видеосюжетов различного тематического содержания и просто тексты для прослушивания.

          Сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения учащихся Zoom – программа для индивидуальных и групповых занятий. Эта программа отлично подходит для индивидуальных и групповых занятий, учащиеся могут заходить как с компьютера, так и с планшета, смартфона (педагог Синенкова Н.П.); работа с сервисом LearaningApps.org  (учитель английского языка Наумович Е.В.). Сервис довольно прост для самостоятельного освоения: имеется коллекция готовых упражнений, которые классифицированы по различным предметам; применение сервисов Web 2.0 в учебной деятельности (учитель информатики Кулич О.Н.).

     Педагоги на учебных занятиях используют фото-видеоматериалы по определенным темам с использованием телевизора, мультимедийной установки интерактивной доски, игры (Пятаченко Н.Ф., Судник В.И., Курило А.В., Ермак Е.И.).

Использование программы для компьютерного тестирования My TestX по учебному предмету «Математика» в начальных классах (учитель Якжик Ж.Я.), которая позволяет выполнять следующие виды заданий: одиночный выбор, множественный выбор, выбор места изображения, и так далее;         

       Большинство педагогов используют на учебных и внеклассных мероприятиях программу MS Rower Roint для создания презентаций, которая служит для повышения эмоциональности урока, интереса учащихся к учению, воспитания потребности приобретать новые знания, стимулирования познавательного мышления учащихся (Полуева  Т.С., Карницкая М.Л., Никитина И.М., Богуш Я.Б., Сидорович В.Г.).

         Современные учебники имеют ссылки на ЭОР. Работа с QR-кодами в учебниках позволяет педагогам облегчить свой труд по проверке заданий (Самохвал С.М., Рачко Н.А., Смирнова А.В., Кулич О.Н., Ясевич С.В.). Очень интересны    такие сервисы как  тестирование в SOCRATIVE с помощью смартфонов. Этот онлайн-сервис для проведения викторин на занятиях в учебных заведениях. Особенностями сервиса являются использование приложений для мобильных устройств и отсутствие необходимости регистрации для учеников. Возможности сервиса: создание множество вопросов  (текстовые, логические).

Работа учащихся со своим смартфоном. Обратная связь с учащимися. Моментальный результат. Сохранение тестов, результатов в приложении и на компьютере. Простая регистрация учащихся. Параллельное проведение онлайн и офлайн опросов (при отсутствия телефонов у обучающихся).

Изучение сервиса Plickers для организации быстрых опросов в аудитории. Plickers использует планшет или телефон учителя для того, чтобы считывать QR-коды с карточек учащихся. Карточка у каждого учащегося личная с уникальным номером, её можно поворачивать, что даёт четыре разных варианта ответа. В приложении создается список класса, и с его помощью можно узнать, как именно каждый учащийся отвечал на вопросы.

Это онлайн сервис, который предоставляет: проведение тестов, опросов и викторин в классе. Мгновенный результат теста, опроса или викторины. Каждый учащийся видит свою оценку за тест. Есть минусы и плюсы.

Опытом работы в этом сервисе поделится учитель начальных классов Михно И.М.

           Учителя истории на учебных занятиях используют Google Форм. Интерфейс удобный и понятный. Доступность 24/7. Форма хранится в облаке. Если вы работаете с разных устройств или ваш жесткий диск повредился, форма останется доступна при наличии ссылки. Индивидуальное оформление. Вы можете создать свой дизайн для формы. Google Формы дают возможность бесплатно выбрать шаблон из большого количества доступных или загрузить свой. Бесплатность. Сам сервис бесплатный. Заплатить придется только в случае, если вам вдруг понадобится расширенный вариант дополнительных надстроек. Мобильность. Google Формы адаптированы под мобильные устройства. Создавать, просматривать, редактировать и пересылать формы можно с телефона и планшета с помощью облегченной мобильной с полной функциональностью. Понятность. Google Формы собирают и профессионально оформляют статистику по ответам. Вам не придется дополнительно обрабатывать полученные данные, можно сразу приступать к анализу результатов.

        Применение ИКТ в преподавании учебных предметов благотворно сказываются на результативности образовательного процесса, а также приводят к целому ряду положительных последствий: психологически облегчают процесс усвоения материала учащимися; возбуждают живой интерес к предмету познания; расширяют общий кругозор учащихся; увеличивается уровень использования наглядности на уроке; повышается производительность труда учителя и учащихся на учебных занятиях.

         Познавательное общение на уроках должно осуществляться в разных системах и с использованием разных источников информации и форм деятельности:

        Познавательные игры содействуют развитию речи, а также оттачиваются предметные знания и навыки работы со справочными материалами.

       Проектная деятельность представляет собой одну из эффективных форм взаимодействия учащегося, учителя, родителя на уроках и во внеурочное время.

Ермак Е.И. «Проектная деятельность на уроках географии».

Исследовательская деятельность способствует развитию учебной самостоятельности, творческому началу в познавательной деятельности младшего школьника.

Макаревич Т.В. «Исследовательская деятельность как развитие учебной самостоятельности творческого начала в познавательской деятельности младшего школьника».

При формировании культурного поля учащегося через детскую литературу, следует придерживаться критериев отбора детских книг:

доступность для данного возраста;

наличие иллюстративного материала;

гуманное содержание;

способность книги быть помощником в обучении и воспитании (подбираются такие художественные тексты, которые могут быть восприняты детьми неоднозначно, вызвать у детей разные эмоции, желание обменяться впечатлениями).

Организация системного подхода к развитию речи включает следующие компетенции, обеспечивающие коммуникацию:

Обсуждение (говорить по теме дискуссии, формулировать свою точку зрения, задавать вопросы.)

Выступление (Сделать короткое выступление. Сформулировать свою точку зрения на предложенную тему.  Подготовить презентацию в электронном виде.

Понимание текстов (Уметь определить тему, основную идею, выразить кратко содержание  текста, уметь определять жанровые особенности текста).

Написание текстов (Уметь письменно изложить содержание   текста, писать рефераты, отчеты, письма, памятки,  эссе,   короткие статьи на заданную тему).

Расширение типологии уроков включает в себя:

интегрированные уроки, основанные на межпредметных связях;

уроки в форме соревнований и игр (конкурс, турнир, эстафета, деловая или ролевая игра, кроссворд, викторина);

уроки-фантазии (уроки-сказки, уроки-сюрпризы, уроки-путешествия);

уроки-эмитации (телепередача, телемост, живая газета, устный журнал, аукцион, экскурсия в прошлое, литературная гостиная, интервью, репортаж, следствие, ученый совет, суд, спектакль).

Олешкевич Е.А. «Использование на уроках белорусского языка и литературы приемов критического мышления посредством цифровых технологий».

Павловская Л.А. «Познавательные игры как развитие речи и предметных знаний и навыков работы со справочными материалами».

Ситкевич Е.В., учитель-дефектолог «Использование компьютерных игр в работе учителя-дефектолога».

Подводя итог всему вышесказанному, следует сказать, что исходя из уровня обученности и качества знаний учащихся нашего учреждения образования, анализа опроса учащихся, анализа посещаемых уроков,   уровень информационно-коммуникативной компетентности у учащихся на I и II ступени общего среднего образования находится на среднем уровне, на III  ступени – на достаточном. И основными причинами этому являются:

фронтальный опрос учащихся на уроках;

работа с тестами;

недостаточно частая организация работы в диалоговом режиме;

из информационных источников чаще всего используется Интернет;

неумение выбирать нужную информацию из книг, энциклопедий.

             При подготовке к педагогическому совету было проведено анкетирование. В опросе приняли участие учащиеся 9,10 классов (25 учащихся).

Вопросы были направлены на выявление уровня использования учащимися учреждения образования различных источников информации при подготовке к   занятиям.

 

1

Приходится  ли тебе, готовясь к уроку, использовать информацию не из учебника?

никогда;       очень редко;    иногда;

2

Нравится ли тебе искать дополнительную информацию к уроку?

не очень;    занимает много времени;

хочу, чтобы всё было в учебнике;

очень нравится;

люблю это делать с родителями;

3

Нравится ли тебе искать дополнительную информацию при подготовке к какому-либо мероприятию, проходящему после уроков?

 

не очень;    занимает много времени;

хочу, чтобы всё было в учебнике;

очень нравится;

люблю это делать с родителями;

4

Можешь ли ты воспользоваться компьютером в школе?

да;                нет;

5

Стоит ли по твоему мнению, пользоваться  компьютером и проектором учителю для объяснения на уроках для того, чтобы ученики могли лучше понимать и выполнять учебные задания?

да;

нет;

6

Какими современными гаджетами вы хотите пользоваться на уроках?

Смартфоны, телевизоры, интерактивные доски, планшеты

7

 Ваши предложения по усовершенствованию образовательного процесса в школе?

Увеличить количество телевизоров, игровые компьютеры

На диаграмме представлены ответы учащихся.

Приходится  ли тебе, готовясь к уроку, использовать информацию не из учебника?

 

Нравится ли тебе искать дополнительную информацию к уроку?

 

Нравится ли тебе искать дополнительную информацию при подготовке к какому-либо мероприятию, проходящему после уроков?

 

Можешь ли ты воспользоваться компьютером в школе?

Стоит ли по твоему мнению, пользоваться компьютером и проектором учителю для объяснения на уроках для того, чтобы учащиеся могли лучше понимать и выполнять учебные задания?

 

Рефлексия

Когда учитель говорит о своей профессии «Это моё призвание», всегда ли он понимает, какой глубинный смысл закладывает в эту установку? Притча о карандаше поможет каждому разобраться в своих установках.

Притча о карандаше

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону.

– Есть пять вещей, о которых ты должен узнать, – сказал он карандашу, –  прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом.

Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь кому-то держать тебя в своей руке.

Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимо, чтобы ты стал лучшим карандашом.

Третье: ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвёртое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.

И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния ты должен продолжать писать.

С какими бы трудностями вы не сталкивались в своей профессиональной деятельности, вы должны помнить о своём призвании – быть учителем. Это не всегда просто, но именно от вас во многом зависит, какими вырастут ваши учащиеся. Не бойтесь совершать ошибки и исправлять их, ведь именно так приобретается опыт и оттачивается педагогическое мастерство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРОТОКОЛ ПОРУЧЕНИЙ

данных на заседании педагогического совета

ГУО «Средняя школа №3 г. Столбцы» 02.04.2020 по вопросу

«Формирование информационно-коммуникативных компетентностей у учащихся через использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе»

1.     Заместителям директора по учебной работе:

  • Продолжить методическое просвещение педагогического коллектива по вопросам введения в образовательный процесс цифровых технологий.

   Срок исполнения: в течение 2021/2022 учебного года, далее   постоянно.

  • Отслеживать образовательную деятельность учреждения образования по формированию информационной компетентности учащихся.

   Срок исполнения: до 31.05.2021, далее постоянно.

  1. Руководителям методических объединений:
    • Обсудить данную информацию в соответствии с преподаваемым учебным предметом на заседаниях МО.

Срок исполнения: май 2021.

  • Продолжить на заседаниях МО рассмотрение разные типов уроков с использованием информационно-коммуникативных технологий.

Срок исполнения: в 2021/2022 учебном году, далее постоянно.

  1. Учителям-предметникам:
    • Активнее внедрять в образовательный процесс информационно-коммуникационные технологии, обеспечивающие высокий образовательный уровень и исключающие перегрузку учащихся.

Срок исполнения: в 4 четверти 2020/2021 учебного года, далее постоянно.

  • Осваивать способы применения различной цифровой техники и компьютерных программ для нахождения, обработки, выделения и представления информации разного типа.

Срок исполнения: до 31.05.2021, далее постоянно.

  • Обобщать инновационный опыт через средства массовой информации, на заседаниях школьных, районных методических объединений, участие в конференциях, семинарах, вебинарах.

Срок исполнения: до 31.05.2021, далее постоянно.

  • Проводить работу по созданию личных блогов, сайтов.

Срок исполнения: в 2021/2022 учебном году, далее постоянно.

Заместитель директора по учебной работе     С.В.Григорович

                                   

 

Программа подготовки к педагогическому совету

«Формирование универсальных учебных действий и компетенций учащихся через использование информационно-коммуникативных средств в организации образовательного процесса»

 

Цель: способствовать формированию у педагогов установки на формирование информационной культуры и медиакомпетентности в образовательном процессе.

Повышение уровня образованности и информационной культуры в области использования средств информационных технологий для обеспечения качества образовательного процесса и профессиональной деятельности педагогов.

Формирование мотивации педагогического коллектива к продолжению образования и самообразования, к использованию средств информационных технологий.      

   Задачи:

  1. Раскрыть теоретические аспекты понятия мобильного обучения, определить уровни готовности учителей к использованию средств ИКТ в образовательном процессе.
  2. Формировать электронную информационно-образовательную среду, включающую в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от мест нахождения.
  3. Обеспечить распространение опыта педагогов, которые используют ИКТ.
  4. Формировать у членов педагогического совета умение осуществлять самоанализ профессиональной деятельности, умение осуществлять сотрудничество и профессиональную коммуникацию для решения практических задач учебной и педагогической деятельности.

          Форма проведения: семинар-практикум с элементами дискуссии.

 

          №/п

Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственный

Выход

1

Издать приказ

До 27.01.2021

Григорович С.В.

Приказ

2

Разработать план подготовки к педагогическому совету

До 30.01.2021

Григорович С.В.

 

План

3

Разместить информацию о дате проведения педагогического совета

До 15.03.2021

Григорович С.В.

Объявление

4

Создать творческую группу

По подготовке  к педагогическому совету

Григорович С.В.

Мукоид С.И.

Стуло Т.В.

Приказ

5

Сбор, обработка и анализ информации по проблемному полю педсовета

До 21.02 .2021

Творческая группа

Информация

6

Организовать выставку источников литературы

по теме педсовета

До 26.03.2021

Библиотекари

 

Выставка

7

Заседание методического совета «Цифровая компетентность педагогов: успехи, удачи, проблемы»

29.03.2021

Григорович С.В.

Руководители МО

Педагоги, участники инновационной деятельности

Протокол заседания

8

Провести совещание при директоре «О ходе подготовки к педагогическому совету» с приглашением творческой группы

В течение марта

Слесарчик Е.А.

Протокол совещания

9

Провести диагностику образовательного пространства учреждения образования (анкетирование учащихся, педагогов)

В течение марта

Григорович С.В.

Мукоид С.И.

Стуло Т.В.

 

 

10

Подготовить выставку  работ учащихся по теме «Современные гаджеты – наши друзья»

В течение марта

Судник В.И.

Выставка работ

11

Провести панораму отрытых учебных, факультативных занятий (фрагменты)

15.02-15.03.2021

Руководители МО, педагоги-инноваторы

Проведение и посещение занятий

12

Составить проект решения педагогического совета

До 30.03.2021

Григорович С.В.

Мукоид С.И.

Стуло Т.В.

 

Проект решения

13

Проведение педагогического совета

01.04.2021