Советы

Консультация учителя-дефектолога

20.04.2022
развернуть

Консультация для родителей 

Профилактика нарушений письменной речи

      Специфическое нарушение чтения и письма (дисграфия и дислексия) – одна из наиболее распространенных проблем, встречающихся у учащихся начальных классов в школе. Сложность этого дефекта обуславливается рядом причин.

      ВО-ПЕРВЫХ – ЭТО РАЗНОВИДНОСТЬ СПЕЦИФИЧЕСКИХ ОШИБОК. Это и смешение зрительных образов букв, и замены букв, сходных по звучанию, перестановки слогов, пропуски букв, обилие грамматических ошибок, не говоря уже об ужасном почерке. Каждая из этих ошибок требует организованной коррекционной работы, направленной на устранение причин этих нарушений.

      ВТОРЫМ ФАКТОРОМ ЯВЛЯЕТСЯ СНИЖЕНИЕ ОБЩЕЙ УСПЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ НА ФОНЕ НАРУШЕНИЯ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА. Ни для кого не секрет, что большинство предметов школьной программы (за исключением физической культуры и здоровья, трудового обучения и изобразительного искусства) опирается на навык чтения и письма. Если ребенок недостаточно хорошо освоил их, то полноценная работа по другим предметам будет невозможной. На фоне этого страдает самооценка ребенка, его желание учиться и вера в свои силы.

      ТРЕТЬИМ ФАКТОРОМ ЯВЛЯЕТСЯ ВРЕМЯ, ЗАТРАЧЕННОЕ НА КОРРЕКЦИЮ РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ. Процесс коррекции дисграфии зачастую длителен и требует от ребенка большой затраты времени и сил. Кроме того, занятия должны быть регулярны и четко структурированы. Работа осложняется и тем, что работа по коррекции ведётся параллельно со школьным обучением и помимо тем, отрабатываемых на логопедических занятиях, ребенок должен осваивать программный материал по русскому языку в классе.

      Отдельно стоит выделить такую наболевшую проблему, как ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ О РАЗНОВИДНОСТЯХ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И ИХ ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА. К сожалению, часто родители обращают внимание только лишь на звукопроизносительную сторону речевого развития детей. Для многих это является главным, если не сказать единственным, показателем уровня развития речи ребенка.

    Таким образом, когда ребенок с нарушениями речевой системы попадает в первый класс школы, перед логопедом стоит масса задач, среди которых:

         диагностика речи каждого ребенка;

         выбор наиболее оптимальных методов и форм работы, направленных на устранение дефекта;

         организация систематических логопедических занятий;

          мотивация детей, стимуляция их познавательных способностей;

         просветительская деятельность среди родителей, побуждение их к совместной коррекционной работе.

      Как уже было сказано, решение этой задачи посильно, но требует много сил и времени, как со стороны логопеда, так и со стороны родителей и детей.

      Гораздо проще предотвратить это нарушение, нежели исправлять его. СТОИТ ПОМНИТЬ, ЧТО ДИСГРАФИЯ И ДИСЛЕКСИЯ НЕ ВОЗНИКАЮТ ВНЕЗАПНО, НА ПУСТОМ МЕСТЕ, «ИЗ НИЧЕГО».

На что именно должна быть нацелена работа, направленная на профилактику нарушения письменной речи? Прежде всего – это работа, направленная на преодоление нарушений устной речи. Сюда относятся:

         коррекция звукопроизношения (устранение недостатков произношения звуков: искажение, замена, отсутствие звука);

         развитие фонематического восприятия, то есть узнавание звуков (неречевых и речевых);

         развитие и обогащение словарного запаса (расширение кругозора детей, знаний по различным лексическим темам);

         развитие грамматического строя речи (развитие навыка согласования слов в предложении);

         развитие связной речи.

         Помимо всего прочего работа должна вестись по следующим направлениям:

         формирование и развитие навыков языкового анализа и синтеза (анализ и синтез текста, предложения, слоговой и звукобуквенный анализ, слоговой и звукобуквенный синтез);

         развитие зрительно-пространственного восприятия (цвет форма, размер, пространственные представления);

         развитие зрительной памяти (образов предметов, букв, слогов, слов);

         развитие слуховой памяти;

         развитие внимания;

         развитие мелкой моторики (развитие подвижности рук, умения правильно держать ручку, карандаш);

         развитие эмоционально-волевой сферы (развитие интереса к логопедическим занятиям и желания преодолеть собственный речевой дефект).

      Стоит помнить, что работа, направленная на коррекцию и развитие компонентов речевой системы, лежащих в основе навыков письма, способна предупредить появление дисграфии и дислексии у младших школьников. В свою очередь, если ребенок полноценно овладеет навыком письменной речи, он имеет все шансы успешно освоить основную учебную программу.

свернуть