Методическая копилка

Т. П. Скринник, учитель ГУО «Средняя школа № 3 г. Столбцы»

   Тема. Литература эпохи Возрождения

   Цели: показать общественно-политические предпосылки появления новой культуры, раскрыть гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения, утверждавшее величие, красоту и бесконечные возможности человека; показать, как оно отразилось в литературе и других видах искусства

   Оборудование: Захарова С. Н. Русская литература / С. Н. Захарова, Т. А. Морозова, Г. М. Чепелева. – Минск, 2018, мультимедийная презентация, необходимые записи на доске, листы бумаги (формат А 4), цветные карандаши или фломастеры.

   Эпиграф:

   Каждый человек – сын своих дел.

                                 Мигель де Сервантес.

Ход урока

  1. I. Организационный момент (проверка готовности учащихся к уроку).
  2. II. Работа с эпиграфом.

   – «Каждый человек – сын своих дел». Как вы понимаете это высказывание? Согласны ли вы с ним? (ответы учащихся). Эти слова писателя эпохи Возрождения Мигеля де Сервантеса так же злободневны сегодня, как и много лет назад, в ХVI веке, когда они были написаны. Более четырех веков отделяет нас от того великого времени, когда человечество словно очнулось от тысячелетнего сна средневековья и возродилось к полнокровной жизни. Эпоха, пришедшая на смену Средневековью, получила название Возрождение.

III. Объявление темы урока, сообщение целей.

  1. IV. Объяснение нового материала.
  2. Слово учителя.

   – Возрождением (или Ренессансом) принято называть широкое идеологическое и культурное движение, возникшее в странах Западной и Центральной Европы в процессе их перехода от средних веков к новому времени. Период Возрождения занимает примерно три столетия (XIV – XVI вв.). Глубже постичь особенности этого периода человеческой истории нам помогут теоретик, историк, литературовед, искусствовед.

  1. Сообщение теоретика.

   – Эпоха Возрождения создала новый, по сравнению со Средневековьем, взгляд на мир и назначение в нем человека. Для средневековой культуры был характерен аскетизм с его презрением ко всему земному и телесному, презрением к человеку. Обратите внимание на значение таких слов, как схоластика и инквизиция (запись на доске).

   Схоластика – средневековая университетская наука, изучающая «божественное». Впоследствии – синоним мертвого, книжного, оторванного от жизни знания (система взглядов на мир, основанная на знаниях, оторванных от жизни).

   Инквизиция – карательный орган при католической церкви по борьбе с ересью и вероотступничеством. (Существовал примерно с 12 и до начала 20 века, был символом церковного насилия над вольнодумцами и пользовался дурной славой у просвещенной части общества. В переводе с латыни «инквизиция» означает «судебное разбирательство». Органы инквизиции проводили с еретиками нечто вроде судебных процессов, после чего сжигали их на кострах или подвергали пыткам в зависимости от «тяжести» греховного учения подсудимого. Выражение «охота на ведьм» стало крылатым именно благодаря европейской инквизиции 15 века, когда женщин, подозреваемых в колдовстве, массово предавали огню.)

   Эпоха Возрождения, пришедшая на смену Средневековью, провозгласила человека творцом истории и собственной судьбы, прославляла его разум, утверждала его физическую и духовную красоту, его разум, чувства, его право на земное счастье.  

   Родиной Возрождения является Италия.  Название «возрождение» означало возрождение к жизни античного искусства. Тогда в Риме впервые начались раскопки и была обнаружена греко-римская культура. Эпоха Возрождения сделала вновь актуальными и воплотила в произведениях искусства идеи, сформулированные в Античности:  «Человек – венец природы!», «Человек есть мера всех вещей!», «Знания делают человека Богом». Новая эпоха утверждала преемственность великой античной культуры, по-новому ее переосмыслив.

   Это было пробуждение от тысячелетнего сна Средневековья, возрождение к новой жизни, возвращение античного наследия. Возникают новые нравственные нормы. Идеалом становится всесторонне развитый человек, в котором физическая красота и духовное богатство гармонически сочетаются.

   Новое мировоззрение получило название гуманизм, а представители эпохи Возрождения называли себя гуманистами. Обратите внимание на значение слова гуманизм (запись на доске).

   Гуманизм (от лат. homo – человек, humanus – человеческий) – мировоззрение, признающее центром мироздания человека как часть природы, наиболее совершенное ее создание.

  1. Сообщение историка. К концу XV – началу XVI веков большинство стран Западной Европы вступает на путь капиталистического развития. Происходит быстрое разрушение основ феодального общества. Начальный период этого процесса характеризуется ярким расцветом новой культуры. Его обычно называют эпохой Возрождения.

   Если первоначально название означало возрождение к жизни античного искусства, в котором люди того времени открывали родственный им гуманистический дух, то позднейший его смысл заключается в пробуждении творческой активности человека в самых разнообразных областях общественного бытия – в экономике и технике, в политической жизни, в науке, литературе, искусстве.

   Цеховое ремесло заменяется мануфактурой, в деревне разрушается крепостное право.

   В результате великих географических открытий развивается торговля. На арену общественной жизни выходит новый класс – буржуазия.

   Начинается движение против церкви – Реформация, носившее и антифеодальный характер. Бурно развивающееся производство требует знаний реальной действительности. Христианско-церковное учение, господствовавшее в средние века, было пронизано презрением к земному миру, недостойному, с точки зрения церкви, познания, поэтому средневековая схоластика, обнаружив полную несостоятельность, не могла удовлетворить потребности в знании нового времени.

  Гуманисты борются против средневековых взглядов, утверждают в обществе прогрессивные перемены, борются за освобождение от многовекового господства церкви над людьми.

   В это время положено и начало современного естествознания, что отвечает и потребностям производства, и новым общественным отношениям, зарождающимся взглядам на природу и человека.

  Николай Коперник создает учение о гелиоцентрическом строении солнечной системы, которое наносит удар по схоластическим представлениям о вселенной. Римско-католическая церковь не желает расстаться со своим господством.

   Последователь Коперника Джордано Бруно сожжен святой инквизицией на костре в Риме.

   Галилео Галилей за популяризацию учения Коперника долгие годы считается «узником инквизиции», живет на своей вилле под Флоренцией. Ему запрещены разговоры с кем- либо о вращении Земли и печатание трудов.

  

 

 

 

 

   Слайд 1.

  

   И все-таки новое утверждается в жизни. Сословные предрассудки и привилегии подвергаются критике. Гуманисты считают, что достоинства человека определяются личными его качествами: умом, талантом, трудолюбием.

   По-иному ставится вопрос о политической власти. Первейшая задача правителя – забота о благе народа, а не удовлетворение своих эгоистических интересов.

   Изобретение книгопечатания Иоганном Гуттенбергом содействует распространению не только грамотности среди населения, но и росту образованности, развитию наук, искусства, в том числе художественной литературы.

   О литературе Возрождения вам подробнее расскажет мой коллега.

  1. Сообщение литературоведа.

   – Художественная литература эпохи Возрождения подвергала критике феодальный уклад жизни и выражала общественные, политические и эстетические идеалы гуманистов. Какие же представители литературы прославили эпоху Возрождения в своих произведениях?

   Слайд 2.

Италия

Данте Алигьери

Франческо Петрарка

 

 

 

Джованни Бокаччо

«Божественная комедия»

Сборники сонетов «На жизнь мадонны Лауры», «На смерть мадонны Лауры»

«Декамерон»

Франция

Франсуа Рабле

«Гаргантюа и Пантагрюэль»

Испания

Мигель де Сервантес

«Дон Кихот»

Англия

Уильям Шекспир

 

 

Томас Мор

«Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Отелло», «Король Лир»

 «Утопия»

   Сборник сонетов Франческо Петрарки посвящен возлюбленной Лауре, которую он, по его словам встретил в церкви и не мог забыть всю жизнь. Не будем вдаваться в тонкости жанровых особенностей стихотворений, отметим только стойкость чувств поэта, его верность любви к женщине, которая питала его вдохновение почти весь период поэтического творчества. Лаура – это уже не божественное существо, лишенное плоти, как представляли любимую женщину средневековые поэты, а живой, земной человек. Переживания влюбленного, описанные Петраркой, тоже полны противоречий, изменчивости, то ликования, то страдания:

   Благословенны все мои желанья

   Во славу ей и мысль, что непреклонно

   Мне говорит о ней – о ней одной!

   В романе Франсуа Рабле решаются большие педагогические проблемы. Подвергается осмеянию схоластическая педагогика, отупляющая, убивающая активность воспитанников. Схоласт обучил Гаргантюа азбуке так хорошо, что он мог говорить ее в обратном порядке: на это ушло пять лет и три месяца.

   Новый учитель Понократ стремиля вырастить активного, умственно и физически развитого человека. Многие идеи Рабле были взяты за основу педагогической практики последующих веков.

   Роман Джованни Бокаччо «Декамерон» начинается с описания чумы во Флоренции. Он представляет собою сборник новелл, которые рассказывают друг другу три юноши и сем молодых женщин в течение десяти дней. Отсюда и название. В переводе оно означает десятидневник. Герои удалились в загородную виллу из зачумленного города. В книге осмеивается духовенство. Утверждается право человека на земные радости, любовь изображается как облагораживающее человека чувство.

   В своем произведении Сервантес устами «безумно мудрого» рыцаря Дон Кихота высказывает демократические идеи, способные облагородить его время, и не утратившие своего значения сегодня: «превращать в рабов тех, кого господь и природа создали свободными, представляется крайне жестоким…людям порядочным не пристало быть палачами своих ближних». Стремясь защитить слабых и обездоленных, Дон Кихот проявляет необыкновенное великодушие и мудрость.

   Роман во многом представляет собой итог личной жизни Сервантеса, полной героических стремлений и катастрофических неудач (мужественный солдат, отличившийся в бою, затем раб у алжирского паши, совершивший четыре неудачных побега, но в конце концов выкупленный миссионерами, агент по закупкам провианта, сборщик недоимок, трижды попадающий в тюрьму…).

   В романе изображается жизнь Испании классического периода ее культуры, в нем воплотились свойственные испанскому характеру благородство, жесткая ирония, мечтательность и суровый реализм. Между тем эта книга дорого и понятна всем народам, что не часто случается с художественными произведениями.

   Первую в истории человечества целостную программу совершенного социального устройства мы видим в «Утопии» Томаса Мора. Писатель мечтал о равноправии, о коллективном труде, гуманности в воспитании, братских отношениях между людьми и народами.

   Однако гуманистические идеалы утверждались не только литературой. Необыкновенно полно, свободно отразились они в живописи.

  1. Сообщение искусствоведа.

   – Послушайте, друзья, стихотворение Николая Озерова, представьте процесс создания портрета, ответьте на вопрос, что это за портрет и кто его написал.

   Еще не видно лица на портрете.

   Ни рук на нем нет, ни одежды нет.

   Как воплощается замысел в цвете?

   Как возникает женский портрет?

   Художник не отрывает взора

   От натурщицы, от полотна.

   – Можете шевелиться, синьора,

   Ваша скованность мне вредна.

   Смуглая женщина в свете зыбком,

   Прост и чудесен ее наряд.

   Неуловима ее улыбка,

   Не объясним ее чистый взгляд.

   То ли улыбка, то ли догадка,

   То ли намек, то ли укор.

   Бежит пробор посередке гладко

   И пропадает тропой среди гор.

   (Следуют ответы учащихся. Многие догадываются, о ком идет речь в стихотворении)

   …Еще кантилена, еще два аккорда.

   Послеобеденный ровный свет.

   Музыку слушает Джоконда.

   Леонардо пишет портрет.

  

 

   Слайд 3.

 

 

 

Слайд 4.

 

   Да, это «Джоконда» Леонардо да Винчи. Необъяснима власть колдовской улыбки этой женщины, за много веков так и не удалось приблизиться к разгадке тайны самой известной картины в мире.

   Еще одна картина Леонардо да Винчи – «Мадонна Бенуа». Она является олицетворением красоты, материнской нежности на протяжении всех веков.

  

   Слайд 5

 

  

   Слайд 6.

   «Тайная вечеря»  знаменитая стенная роспись (фреска) в одном из монастырей Милана. Леонардо изобразил тот момент из Евангелия, когда Христос, вероятно, произнес пророческие слова: «Один из вас предаст меня». И ученики вопрошают: «Не я ли, Господи?»

 

 

      Леонардо да Винчи не только живописец, скульптор, но и архитектор, ученый, инженер, музыкант, поэт. Нельзя не упомянуть о том, что великий итальянский художник был страстным сторонником мира на земле. Он ненавидел «скотское безумие войны» и предостерегал людей от опасности использования научных открытий в военных целях. Известно, что Леонардо да Винчи скрыл от своих современников идею создания подводной лодки. Как вы думаете, почему?

   Вечным мы называем и произведение Рафаэля Санти «Сикстинская мадонна». Жертвенность материнства – вот что воспел в ней великий Рафаэль. Картина могла погибнуть в огне Великой Отечественной войны. Советские солдаты, спасая сокровища Дрезденской галереи, вернули миру «Сикстинскую мадонну».

  

   Слайд 7.

 

 

  Еще один из гениев эпохи Возрождения – Микеланджело Буанороттипрожил долгую, трудную и героическую жизнь. Его гений проявился в архитектуре, живописи, поэзии, но ярче всего в скульптуре, именно ей был отдан весь жар его сердца. Самые известные скульптурных работы мастера – «Давид» и «Пьета».

  

   Слайд 8.

 

   Слайд 9.

  

  

   Роспись потолка Сикстинской капеллы в Ватикане представляет собой известнейший цикл фресок Микеланджело, изображающий картины из Библии. Перед вами фрагмент росписи – фреска «Сотворение Адама».

  

   Слайд 10.

 

  

   Наибольшего расцвета в эпоху Возрождения живопись, скульптура и архитектура достигли в Италии. Мы увидели, что человек в этих произведениях искусства изображается во всей своей физической, моральной и интеллектуальной красоте.

  1. V. Обобщение и систематизация знаний. Групповая работа. Составление интеллект-карты (используется материал учебника на с. 9 – 10, а также записи на доске и информация на экране).

 

 

Сковывается свободное развитие мысли

Литература тесно связана с религией

Средневековье

Схоластика

Возрождение

(Ренессанс)

(середина ХIV – конец ХVI века)

Родина - Италия

Термин

впервые употребил

Дж. Вазари

Понимал под ним «возрождение Античности»

Инквизиция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

«Человек – венец природы!»

Гуманизм – мировоззрение, основу которого составляет идея человека как высшей ценности

Главная тема – любовь

 

Главное содержание искусства - человек

«Человек есть мера всех вещей!»

«Знания делают человека Богом!»

 

 

 

 

 

 

 

  

Гуманисты – представители эпохи Возрождения

 

 

 

Англия

  

 

Уильям Шекспир (поэт, драматург).

«Ромео и Джульетта», «Гамлет»

 

 

 

Италия

 

Франческо Петрарка (поэт).

Сонеты

 

 

 

 

Франция

 

  

Томас Мор (философ, писатель).

«Утопия»

Франсуа Рабле

(писатель)

Джованни Бокаччо

(писатель).

«Декамерон»

«

 

 

  

 

Леонардо да Винчи (художник, изобретатель).

«Джоконда»

 

Рафаэль Санти (художник).

«Сикстинская мадонна»

 

 

Мишель Монтень (философ, писатель)

Мигель де Сервантес (писатель).

«Дон Кихот»

 

Испания

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

Универсалы, титаны

 

 

 

 

 

 

План работы по составлению групповой интеллект-карты

  1. Построение каждым участником собственной интеллект-карты.
  2. Обсуждение интеллект-карты и составление первой редакции групповой интеллект-карты.
  3. Коррекция индивидуальных интеллект-карт.
  4. Обмен идеями, редактирование групповой интеллект-карты.
  5. Сравнение карт двух редакций, построение финальной интеллект-карты.
  6. Коллективный анализ интеллект-карты.
  7. VI. Афиширование групповых интеллект-карт.

   VII. Подведение итогов урока, выставление отметок.

   VIII. Заключительное слово учителя.

   – Мы всего лишь бегло познакомились с искусством эпохи Возрождения, с именами великих гуманистов, которые в своем творчестве воспели человека как венец природы. К сожалению, у нас нет возможности подробно остановиться на творчестве каждого из них. Постарайтесь самостоятельно прочитать книги, о которых мы говорили, узнать больше о художниках, имена которых здесь прозвучали.

   Одна из вершин эпохи Возрождения – это творчество английского поэта, драматурга Уильяма Шекспира, с которым мы познакомимся на следующих уроках.

   IХ. Домашнее задание.

  1. Подумать над вопросом: можно ли считать идеалы эпохи Возрождения актуальными для ХХI века?
  2. Прочитать статью учебника на с 11 – 12.
  3. Ответить на вопрос 1 (с.12).
  4. Индивидуальное задание: узнать, какие существуют версии о создателе произведений, авторство которых традиционно приписывается Шекспиру («шекспировский вопрос»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новая зямля

Паэма
  • Предмет: Беларуская лiтаратура
  • Автор: Колас Якуб
  • Файл: fb2 (196кБ)
Подробнее...

Евгений Онегин

Поэзия
  • Предмет: Русская литература
  • Автор: Пушкин Александр Сергеевич
  • Файл: fb2 (143кБ)
Подробнее...